Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Путь преподобного Варсонофия

«Сын, воспитанник военного подразделения» – так переводится имя преподобного Варсонофия. 46 лет он провел в миру и дослужился почти до генеральского чина. Но понял, что его призвание – быть воином Христовым. 14 апреля Церковь чтит память одного из последних Оптинских старцев. А мы вспоминаем интересные случаи из его жизни.

«Быть тебе священником!»

А интересно уже то, что Господь вел Павла Плиханкова (мирское имя святого) к Себе с самого рождения. Он появился на свет в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого считал своим покровителем. Мать умерла в родах, а над младенцем сразу же совершили Крещение, благодаря которому он и выжил. Плиханковы, будучи людьми благочестивыми и верующими, щедро помогали местной церкви в честь Казанской иконы и верили в особое покровительство Матери Божией.

Когда отец женился вторично, Господь послал Павлу добрейшую наставницу в лице мачехи, ставшую примером любви к молитве и церковной службе. В пять лет мальчик начал помогать в алтаре и часто слышал от людей: «Быть тебе священником!».

Знаменательный случай произошел с ним на шестом году. «Был я в саду с отцом. Вдруг по аллейке идет странник. И дивно, как он мог попасть в сад, окруженный собаками, которые без лая никого не пускают, – вспоминал впоследствии святой. – Тихо подошел странник к отцу и, показывая на меня, говорит: “Помни, отец, это дитя в свое время будет таскать души из ада!”. И после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, кто это был за странник».

Будучи гимназистом, Павел вставал на час раньше других и уходил молиться в одиночестве. «То была чистая молитва невинного отрока. Я думаю, что там я себе и выпросил, вымолил у Бога монашество», – вспоминал он.

«А какой был человек»

Затем было Оренбургское военное училище, офицерские курсы в Петербурге, звание начальника мобилизационного отделения, позже – полковника. И неожиданно такое представление о монашестве: «Страшная скука – там только редька, постное масло да поклоны» – назидание нам, что и святые преодолевали сомнения и искушения.

За послушание матери он готов был найти невесту. Но когда отправился на званый обед с намерением завести новые знакомства, рядом с ним сел священник, известный высотой духовной жизни. «И завел со мной беседу о молитве Иисусовой... Когда обед кончился, у меня созрело твердое решение не жениться», – писал старец.

«С ума сошел, а какой был человек!..» – говорили сослуживцы. Никак они не могли понять, что удерживает этого благородного красавца от женитьбы и светских развлечений.

«Оригинальное развлечение»

Но однажды по приглашению начальства он все же поехал в оперу. Среди представления он вдруг почувствовал неописуемую тоску. «В душе будто кто-то говорил: “Ты пришел в театр и сидишь здесь, а если сейчас умрешь, что тогда? С чем и как предстанет душа твоя Богу?”», – вспоминал он тот поход в театр, ставший последним. Спустя годы он узнал, что в тот день совершалась память святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев. И понял, что из театра его вывел будущий покровитель. Вскоре Господь привел Павла Ивановича к мощам святителя Варсонофия, которые почивали в Казанском монастыре. Он стал постоянно помогать обители и молиться святому о небесном ходатайстве.

Друзья смирились и перестали звать его на балы и праздники. Впрочем, он нашел себе «оригинальное развлечение» – собирать пиры для детей бедняков. «Я очень любил их устраивать. Детям рассказывал о чем-нибудь полезном для души, из житий святых или о духовном, – вспоминал святой. – Все слушают с удовольствием и вниманием. Иногда же для большей назидательности я приглашал кого-либо из монахов или иеромонахов и предоставлял ему говорить, что производило еще большее впечатление.… Сколько чистой радости испытывал я, сколько благих семян было брошено тогда в детские восприимчивые души!».

«В старцы за одну ночь»

Еще одна судьбоносная встреча произошла в Москве. Полковник Плиханков, бывший там по военной службе, узнал, что в храме одного из корпусов службу церковную совершает отец Иоанн Кронштадтский. «Я прибыл в церковь к концу обедни, прошел в алтарь. Вдруг отец Иоанн подходит ко мне, целует мою руку и, не сказав ничего, отходит к престолу, – описывал он свою встречу с прославленным протоиереем. – Все присутствующие переглянулись и заговорили, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником».

О преподобном Амвросии он узнал из духовного журнала. Взяв отпуск, он отправился к старцу, который духом уже знал, кто к нему едет. «Искус должен продолжаться еще два года, а после приезжайте, я Вас приму», – сказал ему старец, благословив пока жертвовать из жалования на храмы.

Особое прозрение случилось с ним во время воспаления легких. Слушая чтение Евангелия, он увидел открытыми небеса и услышал голос, повелевающий идти в Оптину. По словам преподобного Нектария, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем». Больной быстро поправился и прибыл в пустынь в последний день срока, намеченного преподобным Амвросием.

Снова на фронт

Приняв постриг и священный сан в 1903 году, преподобный Варсонофий становится духовником Шамординской женской пустыни. А с началом войны с Японией за послушание едет на фронт обслуживать лазарет имени преподобного Серафима Саровского, где исповедует, причащает, соборует раненых и умирающих.

По возвращении в пустынь уже игумена Варсонофия ставят настоятелем Оптинского скита. К этому времени слава о нем разносится по всей России. А страна приближается к революции. Православный люд устремляется к отцу Варсонофию за молитвенной помощью и утешением, за ответом на вопрос: «Как жить?» И он отвечает. Прозорливый монах видит и прошлое, и будущее притекающих к нему на исповедь, истинному старцу и духовнику открывается самое сокровенное в человеке. И это дает ему возможность направлять с ложного пути на истинный, исцелять душевные и телесные болезни, изгонять лукавых духов.

Крест болезни

На последнем году жизни преподобного назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Перенося скорбь от разлуки с Оптиной, старец благоустраивает вверенную обитель. И снова стекается к нему народ за помощью и утешением. Уже изнемогавший от многочисленных недугов, он принимал всех без отказа.

В мучительных предсмертных страданиях он отказывался от помощи врача и лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте...» – и ежедневно причащался. 1 (14) апреля 1913 года он преставился ко Господу. Мощи святого покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни.

 

***

Есть разные пути ко спасению. Одних Господь спасает в монастыре, других в миру... Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову — и Христос не оставит вас.

 ***

Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию. Это и есть внешняя обитель, исполняет же душу покой мира и радования – внутренняя обитель, которую готовит Господь любящим и ищущим Его. 

***

Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от прохождения обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на молящегося. Молитва – вкушение смерти для диавола, она поражает его. Даже святые, и те должны были понуждать себя на молитву, не говоря уже о нас, грешных.

 

Татьяна Уютова
Оставить комментарий
Поделиться в: