Без возрастных ограничений
Господь призывает человека к служению на протяжении всей жизни. Раньше или позже человек откликается на этот призыв – не важно. Важно, что Господь доверяет ему вне зависимости от возраста. Однако порой именно возраст становится камнем преткновения в служении священника – особенно молодого – и духовной жизни паствы. Почему так происходит? Как разрешить возникающие трудности и наконец начать совместное движение ко Христу? Ответы на эти и многие другие вопросы есть у Епископа Покровского и Николаевского Пахомия.
– Владыка, часто в нецерковном общественном сознании священник представляется седовласым старцем, умудренным жизненным опытом и опытом духовным. Но сегодня в храмах все больше молодых священнослужителей – это хорошо или плохо?
– Это не хорошо и не плохо. Это примета сегодняшнего времени. В эпоху гонений на Церковь количество духовенства зависело не столько от священноначалия и людей, желающих послужить Богу, сколько от политики атеистического государства. Церковь смогла самостоятельно открывать приходы, монастыри, семинарии, академии, рукополагать столько человек, сколько необходимо, только в конце 80-х — начале 90-х годов. Такое стремительное развитие привлекло к ней огромное количество людей, которые хотели помолиться, послужить Богу. Сегодня это развитие продолжается. Церковь обновляется – приходят новые люди, молодое поколение, которое сменяет старшее.
– Обычно молодыми называют батюшек, чей возраст либо срок служения невелик. Но какой священнослужитель считается молодым по церковным меркам?
– По церковным канонам в диаконы рукополагают с 25 лет, в священники – с 30. Это многовековая, мудрая практика Церкви, поскольку человек посвящает себя служению Богу, встает на более высокую ступень в церковной и духовной жизни. Такой человек должен иметь жизненный опыт, сформировавшееся мировоззрение, ведь ему предстоит не только служить Литургию, но и наставлять, проповедовать, вести занятия в светской школе, решать хозяйственные вопросы. Такие послушания вряд ли под силу неопытным юношам.
Но, действительно, в последнее время все чаще приходится рукополагать в диаконы, в священники не в том возрасте, что предписан канонами Церкви, а в более раннем. Это не совсем правильно, но принцип икономии – принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения и практической пользы – подталкивает к таким действиям. Повторюсь, Церковь развивается, растет число прихожан, появляются новые приходы, а батюшек не хватает. И кроме того, сегодня в семинарию в основном поступают не зрелые мужчины, а выпускники вузов, техникумов, школ.
– Молодым священникам для служения не хватает опыта. Вместе с тем на его приобретение уходят годы, а служить, наставлять людей в вере нужно уже сейчас. Что же делать батюшкам, как вырасти «профессионально» и личностно в короткие сроки?
– Чтобы расти над собой, необходимо постоянно учиться чему-либо, читать, расширять кругозор, не замыкаться в кругу собственных страхов и проблем, спрашивать совета у более опытных людей, у духовника. У каждого батюшки должен быть духовник – священник, которому он доверяет и может открыть свою совесть. Молодому священнику, прежде всего, нужно слушать старших и отвергать свою волю.
Служение пастыря – это не только наставление прихожан, это еще и послушание собратьям, подчинение приказам Архиерея и жизненным обстоятельствам. В этом и заключается сложность. Человек в возрасте уже имеет опыт, определенные взгляды на жизнь. Его нет возможности чему-то учить, но, пообщавшись с ним, можно понять, что он из себя представляет, в каком направлении может потрудиться. Юношество, молодежь, наоборот, научить можно, правда, при условии, что они хотят учиться и слушаться.
– Помимо того, что опыт помогает преодолевать жизненные трудности, он еще и подкрепляет доверие паствы к священнику. Как сделать так, чтобы к слову молодого, неопытного священника прислушивались?
– Прислушиваются ли к батюшке или нет, зависит не от возраста, а от его действий. Если священник ведет себя высокомерно, холодно, говорит глупости, то неудивительно, что его не воспринимают всерьез. Если же он искренний, снисходительный и просто хороший человек, то люди будут к нему тянуться. Мне кажется, сегодня к священнослужителю, наоборот, общество относится с уважением, доверием, особенно ярко это в райцентрах проявляется. Другой вопрос, как батюшка этим уважением и доверием распоряжается, как он распоряжается данной ему в таинстве рукоположения Божественной благодатью.
– Паства зачастую неоднородна по степени воцерковленности. Кто-то только начинает путь в храме, а кто-то достиг серьезных результатов в духовной жизни и хочет двигаться дальше. Молодой батюшка же пока набирается опыта, знаний и вряд ли чем-то поможет опытным христианам. Скажите, что им делать в такой ситуации?
– Во-первых, не искать в батюшке идеал, образец святости. Батюшка – обычный человек. Он может ошибаться, чего-то не знать, как и все обычные люди. Во-вторых, отнестись к батюшке с терпением, со снисхождением, помочь ему. Ведь все мы вне зависимости от уровня духовной жизни стремимся ко спасению. Стремимся сообща, и значит, должны поддерживать друг друга.
И потом не стоит забывать, что в храме есть разные люди – и мудрецы, и простецы. И все они хотят услышать полезное и понятное им слово. Для новоначальных христиан и простая, обыденная проповедь будет звучать серьезно и глубоко. Тем, кто стремится к внутреннему совершенству и, возможно, действительно, превосходит пастыря, я бы посоветовал развиваться дальше под руководством духовника, который, вообще-то, должен быть у опытных в духовной жизни прихожан, общаться с единомышленниками, искать пастыря и приход по сердцу.
– Получается, наставить в духовной жизни и опытного, и новоначального христианина может любой батюшка – возраст и опыт не будут помехой.
– Конечно. Ревностный, думающий батюшка быстро поймет, что за люди составляют его паству, быстро найдет подход к каждому. Возраст, профессия, культурный и духовный уровень – подсказок много. Исходя из них, он может организовать молодежную группу, богословские, философские, литературные курсы, проводить встречи, посвященные знакомству с азами Православия.
– Вы говорили, что для паствы священник – помощник, проводник на пути к спасению, а кто для священника паства?
– В идеале паства – это братья и сестры. В Церкви – как в семье. Есть старшие и младшие, есть глава семьи. Священник – глава общины, отец, который несет ответственность за приход, наставляет, направляет. Но, по слову Христа, он еще и пастырь добрый, который в случае опасности душу положит за овцы своя (см.: Ин. 10, 11).
– Владыка, ранее Вы подсказали, как пастырю возрастать «профессионально» и личностно; теперь, пожалуйста, подскажите, как пастырю «раскрыться» и принести много пользы своей душе, ближним и Церкви?
– Служить и быть хорошим человеком, иметь достойное воспитание, хорошее образование, уметь взвешенно говорить и уметь молчать. Уметь отказываться от своих интересов в пользу интересов Церкви, ссылаться на опыт Церкви, на Евангельское учение, а не руководствоваться личными мотивами.
Подражать Господу, ведь Он наш Пастыреначальник. Ощущать себя и Его учеником, и Его последователем одновременно. Равняться на святых пастырей нашей Церкви. Читать наследие, которое оставили многие из них. Например, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, наставления святителей Василия Великого и Григория Двоеслова. Из творений современных священников, чей опыт интересен и значим, я бы выделил «Письма» архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
И, конечно же, молиться. В радости благодарить Господа, в нестроениях, конфликтных ситуациях – просить у Него помощи. Молитвой начинать и заканчивать дела.
4 мая 2020 г.