Едины по вере и духу
На иконах апостолов Петра и Павла практически всегда изображают вместе, хотя в земной жизни они были очень разными людьми. Почему же в церковную традицию апостолы вошли неразлучными? Какие ранние детали их изображений стали каноническими в последующие века? И почему художники разных времен так точно совпадали в написании их образов? Вместе с преподавателем курса «Иконоведение» Покровского епархиального образовательного центра Еленой Николаевной Плаховой мы рассматриваем древние и современные иконы апостолов.
Первые изображения
Почитание святых апостолов началось сразу же после их казни. И спустя века Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, показывая нам обращение согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
Изображения апостолов появляются в первые века христианства. «Именно тогда в римских катакомбах христиане, хотя и символично, изображали Христа, Богородицу и апостолов. Эти изображения не носят портретного характера», – рассказывает моя собеседница. При детальном разглядывании мы видим апостолов юными и безбородыми. «Как и характерный для этого времени образ юного Христа», – поясняет она.
Однако первыми настоящими иконами с ликами апостолов археологи считают фрески в римских катакомбах святой Феклы конца IV века, раскрытые в 2010 году. Именно здесь уже четко прослеживаются портретные черты апостолов. Возможно, их создавали со слов тех, кто воочию их видел. Либо первоначальное предание достаточно точно сохранило внешность святых Петра и Павла.
Сохранившиеся образы передают те характерные черты апостолов, которые потом будут воспроизводить на протяжении веков, вплоть до наших дней. Этим и объясняется точность в написании ликов иконописцами разных поколений, живших в различные эпохи и никогда не видевших творений друг друга, не имевших «допечатных репродукций». «Апостол Павел – это человек лысый, низкорослый, со сросшимися бровями, с выступающим носом. А большие глаза, обрамляющие лоб волнистые волосы, форма седеющей бороды и усов – черты, ясно свидетельствующие, что перед нами апостол Петр. Именно такими предстают первоверховные апостолы не только на фресках в катакомбах, но и в традиционной иконографии в Византии», – добавляет Елена Николаевна.
К IV-V векам относится и ряд замечательных памятников раннехристианского искусства – это стеклянные сосуды и медальоны с позолотой, на которую наносился рисунок. «И здесь мы впервые обнаруживаем совместное изображение Петра и Павла. К примеру, на донце поминального сосуда IV века из Ватиканского собрания апостолы внимательно смотрят друг на друга, словно собираются начать важный разговор. Изображение погрудное, а над головами апостолов общий венец, как символ победы», – говорит преподаватель.
Примерно с этого времени объединение апостолов в одном иконописном образе становится постоянным. На распространение общего образа двух апостолов неизбежно повлияла литургическая практика. Память апостолов стали отмечать в один день – 12 июля (29 июня по старому стилю), потому логично к празднику создавать единую икону, а не две отдельные. Изображение апостолов Петра и Павла в единой композиции встречается и в декоративном убранстве храмов, особенно в тех зонах, где архитектура подсказывает симметричное решение.
Древнейшей русской иконе – тысяча лет
Вполне узнаваемы образы изображенных вместе апостолов на мозаичных иконах средневизантийского периода. Здесь «закрепляются» и определенные цвета одеяний. У Петра – синий или голубой хитон и желтый или охристый плащ. У Павла – синий хитон и вишневый плащ.
В руках у апостола Павла чаще всего можно увидеть книгу или свиток, которые отсылают нас к написанным им 14 Посланиям, реже – меч, знак его мучения и победы над смертью. Апостола Петра изображают с ключами в руках, как бы иллюстрируя слова Господа: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19). Интересной деталью образа зачастую является крест, по размерам и форме напоминающий скорее посох – это и знак мученичества, которое претерпел апостол, и атрибут пастыря Церкви стада Христова.
Славяне начали почитать день Петра и Павла сразу после Крещения Руси. Как говорит церковное предание, первую икону святых апостолов на Русскую землю привез святой равноапостольный князь Владимир из Корсуни. В настоящее время исследователи датируют ее серединой ХI века: «Именно это древнейшая из дошедших до нас икон. Икона, которой тысяча лет. Обратите внимание на пропорции. Это образы, которые напоминают образы античных ораторов. Фигуры апостолов слегка развернуты друг к другу – и к находящемуся между ними Спасителю. Здесь нет фона, и в то же время ощущается пространство, глубина», – заставляет нас подробнее рассмотреть икону наша собеседница.
Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина. Они могут быть и поясными, и ростовыми. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым. Елена Николаевна обращает наше внимание на еще одну икону деисусного чина из церкви святого Димитрия в Поле, которая находится в псковском музее. «Она совмещена с праздничным чином: апостола Петра – со Сретением Господним, а Павла – с Вознесением», – разъясняет она.
Большой интерес вызывают житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе XVI века приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.
Любовь во Христе
Есть удивительное иконографическое изображение апостолов Петра и Павла, где они изображаются в дружеских объятиях. Это самая распространенная в наши дни икона. Удивительно это изображение тем, что в жизни у апостолов были непростые отношения, но объятия символизируют любовь друг к другу, а всем нам напоминание о том, что только во Христе мы можем быть едины. «При тщательном рассмотрении мы можем заметить, что духовную связь Петра и Павла изографы выражают с помощью повторяющихся поз, жестов, симметричности складок одежды. В целом же в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но и многообразие его трактовок. Это же прослеживалось и в самых ранних изображениях», – заключает Е.Н. Плахова.
Иконография первоверховных апостолов Петра и Павла являет нам Спасителя и Его торжествующую Церковь и призывает открыть объятия друг другу, чтобы стать преемниками апостолов во Христе.
Разные по характеру люди, разные по происхождению, но единые в вере – такими были Петр и Павел. Именно их одинаковая преданность Иисусу Христу соединила в нераздельный образ двух «столпов Церкви». И сегодня изображение на иконе одного из них как будто непременно требует изображения второго рядом. Потому слова, сказанные о Петре и Павле блаженным Августином более пятнадцати веков назад, звучат и сегодня актуально: «В один день совершаем память страдания апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно».
11 июля 2020 г.