Проповедь в канун праздника Крещения Господня
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником. Сегодня Крещенский сочельник. Мы совершаем Всенощное бдение в канун Крещения, готовимся к встрече этого двунадесятого праздника, который близок и дорог каждому православному человеку. Он важен для каждого из нас, в нем заложен глубокий богословский смысл.
Сегодня утром – на Литургии, сейчас – вечером и завтра – во время самого праздника мы вместе с евангелистами переносимся на берег реки Иордан, где Христос крестился от Иоанна.
Мы знаем, что у этого праздника есть несколько названий: Крещение, Богоявление, Просвещение. Но все они говорят о том, что случилось невероятное событие, которое изменило мир, перевернуло историю.
Долгое время в нашей Церкви два праздника – Крещение и Рождество Христово – воспринимались богословами как единое событие. Впервые об этом мы можем услышать у Климента Александрийского в его знаменитых трудах – «Строматах» в конце II века. Тогда древняя Церковь не была столь историчной, как сегодня. Это понятно и объяснимо для каждого из нас. Мы воспринимаем Евангельскую историю как набор исторических событий, пытаемся понять, в какой день было Рождество, и в какой день праздновалась Пасха. А для первых христиан это было не столь важно.
Мы знаем, что на протяжении долгого времени разные праздники, в том числе и Рождество Христово, в разных Церквях праздновались в разное время. Ведь на самом деле в Евангелии нет точных указаний, когда и что было, какого числа.
Примерно с конца III – начала IV веков начали праздновать Богоявление по старому стилю 6 января, по новому – это 19 января. Первые христиане более глубоко относились к Священному Писанию, православной вере. Они не останавливали свой ум на вещах второстепенных. Для них, да и для каждого из нас неважно, когда родился Христос, когда случилось Богоявления, важнее всего суть произошедшего, и как это отражается на нашей жизни.
Первыми, кто начали торжественно праздновать Богоявление, были гностики, последователи некоего еретика Василида. Они считали, что Христос, родившийся на земле, не был Богочеловеком, а Его Божество снизошло во время Крещения, когда сошел Святой Дух. В противовес этому учению Православной Церкви пришлось стучаться в сердца людей и объяснять, что Христос есть Богочеловек – и Человек, и Бог одновременно с момента своего Рождения. Потому Церковь старается внедрять этот праздник, который быстро полюбился верующим. Начиная с первой трети IV века и до средины V века Рождество и Богоявление празднуется уже повсеместно. В начале VI века два праздника разделяются окончательно.
Сегодня православного человека заботит, есть ли в баке вода, когда ее будут раздавать, как ее пить. Одним словом, мы увлекаемся внешними вещами. Безусловно, это важно, но мы должны обращать внимание на особенности богослужения, правила церковной жизни, традиции. При этом внутренне глубоко осознавать, что Христос пришел в мир спасти нас. Именно это для нас – архиважно.
Потому, не умаляя внешней стороны праздника, хотелось бы пожелать всем нам, чтобы мы внимательнее относились к содержанию праздника, его богословскому смыслу, изучали историю Церкви. Все это, несомненно, принесет нам пользу. И пусть явившийся Господь, Святая Троица будут нашими наставниками, покровителями и утешителями. Пусть Господь даст мудрости каждому из нас идти за ним, подвизаться, молиться и искать главного – спасения. А все остальное приложится.
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)
18 января 2021 г.