Издательство Московской Патриархии выпустило «Великопостный служебник» в 3-х частях
По многочисленным просьбам священников Издательство Московской Патриархии выпустило «Великопостный служебник» в среднем аналойном формате. Книга будет особенно полезна начинающим священнослужителям, а также тем, чье дополнительное церковное послушание не дает возможности часто совершать богослужения Великим постом и тем самым легко ориентироваться в их уставных особенностях.
Средний аналойный «Великопостный служебник», как и карманный вариант, вышедший ранее, разделен на тома в соответствии с уставной особенностью Великого поста — Лазарева суббота и Страстная седмица по уставу стоят особняком от Святой Четыредесятницы («свершивше святую Четыредесятницу...» — поется на вечерне пятницы 6-й седмицы). Такое деление преследует и практическую цель: в течение большей части Великого поста священнослужителю нет необходимости иметь в первой части объемные чинопоследования Страстной седмицы. А когда настают святые и великие дни Страстной седмицы, священник может отложить до следующего года первый том и пользоваться следующим, каждый день в котором подробно и предметно расписан без отсылок к другим страницам книги и без запутанной навигации, всегда неизбежных при ограниченном объеме. При этом, в отличие от карманного варианта, средний аналойный «Великопостный служебник» выпущен в 3-х частях (том с последованиями служб Страстной седмицы также разделен на две части для удобства расположения книги на аналое).
В среднем аналойном «Великопостном служебнике» чинопоследования также даются по принципу «все на ряду», за исключением светильничных и утренних молитв, которые многократно повторяются и поэтому сильно увеличивают объем книги. Чтобы добиться оптимальной толщины книги, позволяющей удобно расположить ее на аналое, эти молитвы помещены единожды в каждом томе, и при повторении их в других местах книги дается только отсылка на них. Исключением также является чинопоследование Литургии свт. Василия Великого в Великую Субботу в 3-й части книги, полное дублирование которого привело бы к неприемлемому увеличению объема книги.
То, что почти все тексты служебника даются полностью, может быть несколько утомительным для опытных священнослужителей, знающих многое наизусть, но будет, несомненно, полезным для тех, кто только начинает служить, или тех, кто все тексты принципиально произносит по книге, чтобы ничего не напутать и не исказить.
Указания на молитвословия, исполняемые хором или чтецом, даются мелким кеглем в виде начальных фраз песнопения или читаемого текста, что позволяет священнослужителю, с одной стороны, следить за ходом службы, с другой — помогает быстро находить глазами текст ектении, молитвы или возгласа, которые даются гораздо крупнее и сразу видны из-за контраста кеглей.
Первая часть «Великопостного служебника» охватывает период Святой Четыредесятницы: повторяющиеся службы седмичных дней, а также последование утрени в «заупокойные» субботы, устав Недели Крестопоклонной с особенностями выноса Честного Креста, последование утрени в четверг пятой седмицы («Мариино стояние») и утрени в субботу пятой седмицы (Похвала Пресвятой Богородицы). Заключает книгу последование Пассии и Месяцеслов с февраля по апрель.
Для удобства пользования изобразительны и вечерня даются в двух вариантах: первый вариант — когда нет Литургии Преждеосвященных Даров, второй вариант — когда она совершается. Поскольку дней без Литургии Преждеосвященных Даров больше, в книге сначала завершается цикл для этих дней: изобразительны, вечерня, лития об усопших, великое повечерие. А затем уже дается вариант для среды и пятницы (или другого дня, если на него попадает праздник храма или святого): изобразительны с соответствующим окончанием, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров.
В начале изобразительных для удобства помещены входные молитвы.
В последовании великого повечерия вариант для первых четырех дней первой седмицы с чтением великого покаянного канона прп. Андрея Критского выделен из общего последования декоративными разделителями.
Литургия Преждеосвященных Даров изложена последовательно, с богослужебными особенностями, принятыми в настоящее время: перенос Даров на антифонах 18-й кафисмы, раскрытие антиминса на сугубой ектении и т.п.
Сразу после Литургии помещены молитвы по Святом Причащении в последовательном изложении (молитвы, «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...», тропарь и кондак свт. Григория Двоеслова, Богородичен и обычное окончание).
Отдельно дается молебен вмч. Феодору Тирону в пятницу Первой седмицы с каноном наряду, чтобы священник мог, при желании или необходимости, читать его по Cлужебнику без дополнительной книги. После канона помещена молитва над коливом и отпуст этого дня.
В последовании утрени в заупокойные субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста полностью помещена и 17-я кафисма.
В разделе «Неделя третия святых постов» помещено описание переноса блюда с Крестом на престол перед началом службы и порядок выноса Креста после великого славословия. Следом помещен порядок поклонения Кресту в понедельник и среду Крестопоклонной седмицы и в пятницу — порядок поклонения и отнесения Креста в алтарь.
В последовании утрени субботы 5-й седмицы (Похвала Пресвятой Богородицы) в каждом месте чтения акафиста указывается диапазон икосов и кондаков с их первыми словами для более удобной ориентации в чтении.
В конце книги помещен фрагмент Месяцеслова — с февраля по апрель включительно — в соответствии с возможными границами Святой Четыредесятницы. Месяцеслов приведен в соответствие с составом современного церковного календаря.
Вторая и третья части «Великопостного служебника» — последование служб по дням, начиная с утрени субботы святого праведного Лазаря и заканчивая Литургией в Великую Субботу и молитвой благословения хлебов и вина после нее. Вторая часть заканчивается Великой Средой. Третья часть — с Великого Четверга по Великую Субботу.
Все службы, имеющие свои существенные особенности, для удобства даны для каждого дня отдельно, начиная с Великого Четверга. На изобразительных в Великий Четверг так же, как и в первой части, помещены входные молитвы. После изобразительных даны молитвы облачения и последование проскомидии. Литургия свт. Василия Великого, начинающаяся с вечерни, помещена полностью в Великий Четверг.
В Великую Субботу Литургия свт. Василия, также начинающаяся с вечерни, изложена до «Рцем вси...» после Евангелия. Далее нужно перелистнуть Служебник на соответствующее место Литургии Великого Четверга, где в чине в известных местах службы приводятся варианты текстов для Великой Субботы. А в последовании Великой Субботы, после отсылки на Великий Четверг, приводится сразу отпуст Литургии и молитва благословения хлебов и вина.
В уставные рубрики и заголовки Литургии свт. Василия добавлены напоминания о выходе для священнодействий к святой Плащанице в Великую Субботу.
На утрени Великой Пятницы чтение каждого страстного Евангелия из 12-ти снабжено начальными и конечными словами, а на полях дублируется порядковый номер евангельского чтения в службе.
Уставные рубрики, в общем и частном, соответствуют «Богослужебным указаниям», много лет выпускаемым Издательством.
В соответствии с делением на три части выбрано и оформление для каждой из трех книг. Хотя они и составляют комплект, но оформлены по-разному. Первая часть — в темно-сером переплете, что более соответствует времени покаяния. Вторая и третья части — в темно-зеленом и в темно-красном соответственно, потому что содержат службы периода от Лазаревой до Великой Субботы, который раньше входил в состав Триоди Цветной. Каждая книга — с золотым тиснением, причем рамки томов, при одинаковом конструктиве, отличаются друг от друга степенью украшенности в соответствии с периодом, находящимся в книге.
Книги напечатаны традиционным церковнославянским шрифтом Triodion в две краски на офсетной бумаге и снабжены каждая двумя ляссе разных цветов.
Формат книги соответствует формату полюбившегося священнослужителям «Служебника» («Вечерня и Утреня. Божественная Литургия Иоанна Златоустаго»), выпущенного Издательством Московской Патриархии в 2019 году.
Издательство Московской Патриархии/Патриархия.ru
22 марта 2021 г.