Проповедь после покаянного канона Андрейя Критского в первый день Великого поста
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодняшней вечерней службой завершаем первый день Великого поста. Вчера мы испрашивали другу у друга прощение, а сегодня пришло время внутреннего покаяния, молитвы и очищения души.
Когда мы говорим о великопостном периоде, каждый из нас представляет себе некую дорогу, движение по которой должно помочь человеку исправиться. Но мы знаем, что своими человеческими усилиями многого, как правило, добиться не получается, и мы полагаемся на Бога.
Великий пост – это время, когда мы пытаемся вернуться в то первозданное состояние, в котором задумал и хотел бы нас видеть Господь. Но, к сожалению, грехопадение наших прародителей исказило человеческую природу, и они были изгнаны из Рая, от лица Божия. Не случайно весь пост наша Церковь открывает перед нами Ветхий Завет и рассказывает историю человечества – от Адама до Христа.
Если мы посмотрим историю христианства, то увидим – первые христиане, желающие вступить в Церковь, проходили определенный путь молитвы, покаяния, учения и Великим постом готовились ко Крещению. Если мы внимательно всмотримся в Устав великопостных служб, то увидим, что там очень много говорится о неком обучении оглашенных.
Нынешним вечером и в последующие три мы читаем Великий покаянный канон Андрея Критского. Это древнее творение словно духовное зеркало помогает нам заглянуть внутрь себя, познать состояние своей души. Вслушиваясь в молитвенные слова, мы увидим, какое невероятное количество образов нам открывается. Адам и праотцы, грешники, праведники, пророки, а далее и новозаветные образы, которые помогают нам сравнивать себя с ними, увидеть греховное начало. И преподобный Андрей Критский учит нас степени покаяния и мере видения своих грехов, говоря: «Согреших паче всех человек, един согреших Тебе, но ущедри, яко Бог, творение Твое».
На утренних богослужениях мы тоже слывшим чтение из Ветхого Завета – книгу Бытия, в которой говорится, как Бог своим творческим началом дал жизнь всему живому на земле. Сегодня в нашей повседневной церковной жизни ветхозаветного повествования не так уж и много. Мы чаще слышим слова из Апостольских посланий, на каждой Литургии – Евангелие, дома читаем учения древних и современных подвижником благочестия о Христе. Прошло уже более двух тысяч лет, уже сформировался некий культурный пласт и современному человеку знакомы ветхозаветные события. Но в древности было по-другому. Язычнику первых веков существования христианской Церкви для того, чтобы понять, кто такой Христос и зачем Он пришел, надо было изучать Ветхий Завет, быть готовым к принятию благовестия.
Сегодня Церковь, как и раньше, предлагает открывать Библию и вчитываться в эти удивительные строки. Одухотворяясь Священным Писанием, нам тоже полезно уделять вниманию чтению. На богослужении мы неспроста слышим притчи Соломоновы. Это кладезь мудрости, то, что может дать человеку пищу к размышлению, научить, обратить к Богу. Можно только удивляться, как пророк в своих наставлениях обращается ко многим аспектам жизни. Содержащиеся в ней поучения наставляют читателей, как жить благочестиво и мудро, избегать на своем пути ошибок, которые приводят к неразумному, неугодному Богу поведению. Не зря древние отцы Церкви, назвали Книгу Притчей сокровищем всех добродетелей за ее высоко поучительный характер.
Пусть этот Великий пост станет для вас, братья и сестры, возможностью не только чаще бывать в храме, но с помощью Священного Писания глубже познать Бога, узнать для себя что-то новое. Желаю в этих трудах усидчивости, благоразумия, молитвы и Божией помощи.
Свято-Троицкий кафедральный собор Покровска (Энгельса)
15 марта 2021 г.