Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Всея Сибири чудотворец

Святитель Софроний – настоящий светильник веры, который горел на свечнице Церкви в Иркутске 17 лет. Он преставился 12 апреля 1771 года, а чудеса по молитвам, обращенным к святому, происходят и по сей день.

«Когда будешь епископом…»

Будущий святитель Софроний (в крещении – Стефан) был выпускником Киевской духовной академии, где учился вместе со святителем Иоасафом Белгородским и святителем Павлом Тобольским. Получив духовное образование, он поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее преобразован в Покровский женский монастырь) и в 1730 году принял постриг в честь святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского.

Через два года его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в иеродиакона, а потом – в иеромонаха. Будущий святитель служил казначеем и экономом при преосвященном Арсении, ревностно исполняя все послушания, при этом ведя глубокую внутреннюю иноческую жизнь. Проходя послушание у архиерея в Переяславе, он часто уединялся в Золотоношском монастыре, проводя дни в безмолвии и труде, показывая пример монашеского делания братии.

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде на него обратили внимание. И когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, в 1742 году вызвали и будущего святителя. Вскоре его назначили наместником обители. Святитель Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподавания в находившейся при ней семинарии.

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий II (Нерунович), и самая большая по территории Иркутская епархия осталась без духовного окормления на шесть лет. В 1753 году императрица Елизавета Петровна рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония как способного «подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского».

Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный святитель подбирал образованных и духовно опытных сотрудников. Он посетил свою первую Красногорскую обитель, побывал у святынь Киева, где испрашивал благословение на служение у Киево-Печерских угодников. По прибытии в Иркутск святитель приступил к преобразованиям в Духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения в Иркутской епархии.

Благоговейный наставник

Иркутские обители тогда имели почти столетнюю историю. Основатели монастырей были исполнены горячим желанием подвижнического жития. Проницательный владыка назначал наместниками обителей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. Святитель особо заботился о воспитании и обучении детей духовенства. Священнослужителям он вменил в обязанность обучать детей Часослову, Псалтири, пению и букварю.

Внимательно изучая обстановку и людей, в проповедях и личных беседах архипастырь неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Особое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению богослужения и таинств, а также следил за нравственной чистотой мирян, заботился о положении женщин в семье, охранял их от несправедливого отношения. Святитель старался повсеместно водворить уставное богослужение, для чего вызывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые во время архиерейского богослужения участвовали в хоре и иподиаконствовали.

Кроме просвещения верующих христиан, ему было необходимо обращать к вере идолопоклонников. Зная, как богослужение благотворно действует на инородцев, владыка служил благоговейно и призывал к тому же всех клириков.

Святитель заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, благословлял их селиться на монастырские земли и стремился отгородить от влияния язычества.

Молитвенник и подвижник

Среди многих забот он памятовал о вечности и вел подвижническую жизнь. Об этом сохранилось свидетельство келейника, который сообщает, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна».

Его подвижнический дух соответствовал общему подъему христианского духа в России вследствие прославления святителей Димитрия Ростовского, Феодосия Черниговского и обретения нетленных мощей святителя Иннокентия Иркутского. Это событие придало владыке Софронию большие силы и вселило надежду на помощь святого предшественника в его делании по устройству епархии.

Чувствуя ухудшение здоровья, святитель подал прошение в Синод об увольнении на покой. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что было трудно сразу подобрать преемника. После назначения нового архипастыря владыка Софроний удалился в монастырь, где провел последние дни жизни в непрестанной молитве.

12 апреля на второй день по Пасхе 1771 года святитель Софроний отошел ко Господу. Другой епископ прибыл в Иркутск через целых шесть месяцев, тогда только удалось провести торжественные похороны. Все это время тело святого, лежащее в гробу, не являло признаков тления, по молитвам около него начали происходить чудеса. Гробница святого в Иркутском Богоявленском соборе служила молитвенным пристанищем для скорбящих. К нему приходили не только жители Иркутска и Забайкалья, но и страждущие и больные со всей Сибири.

Официальная канонизация святого совершилась только на Поместном Соборе 1917 года, а торжества отложили из-за смуты. Святой Софроний явился епископу Иркутскому Иоанну, обнял его и сказал: «Будь мужественным!». В 1918 году пожар уничтожил драгоценные останки святого, спасти удалось лишь небольшую часть. Сегодня верующие обращаются за помощью к святителю Софронию и благоговейно хранят его память.

 

Татьяна Уютова
Поделиться в: