Митрополит Волоколамский Иларион при участии иерарха Грузинской Церкви совершил отпевание художника-реставратора А.Н. Овчинникова
19 апреля 2021 года в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил отпевание заслуженного деятеля искусств РСФСР, выдающегося российского художника-реставратора и педагога Адольфа Николаевича Овчинникова.
В отпевании приняли участие гости из Грузинской Православной Церкви — митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай и окормляющий грузинскую диаспору в Москве протоиерей Кахабер Гоготишвили, а также клирики храма.
Перед началом чина отпевания митрополит Иларион огласил соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла друзьям, коллегам и ученикам почившего.
В архипастырском слове к присутствовавшим в храме владыка Иларион сказал:
«Покойный Адольф Николаевич (в крещении — Николай) был человеком, который всю жизнь учился и учил.
Он учился через копирование древних икон и фресок, никогда не стеснялся быть простым и скромным копиистом, ибо всю свою жизнь постигал премудрость иконописания, которая заключается не только в технике, но и в проникновении в самый дух иконописного искусства. Он говорил, что икона создается не только для того, чтобы мы на нее смотрели, но и для того, чтобы она смотрела на нас. Он напоминал нам о том, что Христос есть свет, и этот свет через иконы Христа, через иконы святых, которые подражали Спасителю, передается каждому человеку.
Но для того, чтобы передать этот свет, существует и специальная техника. Она заключается в том, что особым образом смешиваются краски, которые изготавливаются из натуральных материалов, особым образом кладутся линии на иконную доску. Именно благодаря особой технике, проникновению в суть и дух которой Адольф Николаевич посвятил всю жизнь, иконы оживают. И они — не мертвые копии, которые можно изготовить и фабричным способом, а окно в другой мир, о чем говорил в свое время отец Павел Флоренский.
В трудные советские годы никому не было дела не только до икон, но и вообще до Церкви и церковной жизни. Религия тогда воспринималась исключительно как пережиток прошлого, с ней боролись, утверждая, что религия скоро отомрет и ничего от нее не останется. Разрушались храмы, безжалостно уничтожались или распродавались памятники древнего искусства. Всю свою жизнь Адольф Николаевич посвятил спасению этих памятников. Им были спасены иконы, которые без его участия были бы навсегда утрачены. Он также создал копии-реконструкции утраченных икон, которые позволяют восстановить образы.
Адольф Николаевич был не только копиистом, но и подлинным художником. Он говорил, что долгие годы нужно учиться копировать для того, чтобы потом научиться писать иконы. Ни один древний иконописец не создавал копии. Каждая икона, которую он писал, была произведением канонического искусства, но в то же время она не была точной копией какой-либо другой иконы.
Реставрационной копии Адольф Николаевич посвятил всю свою жизнь. Воспитал множество учеников, создал собственную школу иконописания, реставрации древней живописи. Он уделял внимание не только древнерусской и византийской живописи, но и грузинской, и многие годы посвятил копированию и реставрации замечательных грузинских фресок, например, уникальных фресок XII века в монастыре Бетания.
Сегодня мы провожаем в последний путь этого удивительного, яркого человека. Будем молиться о том, чтобы Господь простил ему грехи вольные и невольные, ибо несть человек, иже жив будет, и не согрешит. Будем молиться о том, чтобы Господь принял его в Свои Небесные обители, а здесь, на земле, сотворил ему вечную память».
Разрешительную молитву над усопшим прочел митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай.
По окончании отпевания митрополит Николай, на протяжении многих лет знавший А.Н. Овчинникова и друживший с ним, поделился своими воспоминаниями с присутствовавшими.
«Я благодарен русскому народу за то, что он вырастил такого сына, — сказал грузинский иерарх. — С его уходом завершилась значительная эпоха не только для России, не только для Грузии, но и для всего православного мира».
Митрополит Николай рассказал, что знаменитый реставратор на протяжении многих лет жил в Грузии, занимаясь восстановлением и копированием древних икон и фресок. Он также напомнил, что А.Н. Овчинников стоял у истоков современной школы реставрации церковного искусства в Грузии, поскольку подавляющая часть современных грузинских реставраторов в той или иной степени являются учениками А.Н. Овчинникова и проходили у него обучение в Москве или Тбилиси.
«Фактически можно сказать, что школа реставрации и иконописи основана на опыте Адольфа Николаевича, — подчеркнул грузинский архипастырь. — Мне посчастливилось общаться и с его учениками, и с ним лично».
С особым теплом митрополит Николай отозвался о человеческих качествах усопшего, отметив его мудрость, глубину видения жизни, точность и вескость суждений, талант педагога.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
21 апреля 2021 г.