Состоялся круглый стол, посвященный церковному попечению о душевнобольных
Вопросы попечения Церкви о душевнобольных обсуждались 20 мая 2021 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата на секции XXIX Международных образовательных чтений.
Встреча была организована совместно ОВЦС и Комиссией по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия, в рамках которой действует экспертная рабочая группа по пастырскому попечению о душевнобольных. Заседание возглавил председатель рабочей группы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Куратор секции — секретарь Комиссии по церковному просвещению и диаконии, сотрудница ОВЦС М.Б. Нелюбова.
Во вступительном докладе «Пастырская психиатрия: психическое здоровье и Православная Церковь» митрополит Воронежский и Лискинский Сергий отметил, что обсуждение возможностей взаимодействия священнослужителей и психиатров на площадке Рождественских чтений началось еще в 2008 году, когда впервые была проведена секция «Медицинская наука и религия о психическом здоровье». С тех пор была проделана большая работа: на разных площадках были проведены российские и международные конференции с участием клириков и врачей; издано практическое руководство для священнослужителей «Основы пастырской психиатрии», и, наконец, недавно появился документ «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных», разработанный Комиссией по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Представляя его, владыка Сергий подчеркнул: «Основная цель этого документа — организация жизни христианской общины таким образом, чтобы она стала местом, где душевнобольной человек не будет сталкиваться с предрассудками и мифами о психических болезнях, где такой человек ощутит свою социальную ценность и любовь окружающих. Где у него будет возможность посильно и беспрепятственно участвовать в образовании, общении, трудовой реабилитации, молитве, развивать свои способности и возможности, а его родственники смогут получить необходимую эмоциональную, материальную и информационную помощь». В документе «рассматриваются основные принципы пастырской работы с психически больными и членами их семей, а также формы участия душевнобольных в богослужениях, церковных таинствах и обрядах. Особое внимание уделяется должной подготовке священнослужителей к пастырскому окормлению психически больных и проживающих с ними родственников… В принятом документе даются практические рекомендации для церковного попечения о психически больных».
Руководитель русского отдела фонда «Помощь Церкви в нужде» П.В. Гуменюк в своем выступлении отметил важность согласованных и скоординированных действий врачей-психиатров и священнослужителей в деле помощи людям, страдающим психическими заболеваниями. «Налаживанию этого диалога и взаимной открытости была посвящена целая серия конференций, семинаров, круглых столов, которые мы проводили в течение ряда лет. И сегодня мы должны сказать, что наши усилия не были напрасными, потому что постепенно расширяется круг духовенства, понимающего необходимость сотрудничества с врачами-психиатрами и уже включающегося в это сотрудничество. С другой стороны, постепенно уменьшается недоверие медиков к религии… Растет число искренне верующих психиатров, которые понимают важность религиозной веры для психически больного человека. Очень рад, что Рождественские чтения предоставляют площадку для диалога духовенства и врачей, готовых прислушиваться друг к другу, преодолевая многолетние стереотипы и помогая страждущим обретать смысл жизни и облегчение их состояния», — отметил Петр Викторович.
Профессор В.Г. Каледа, заместитель директора Научного центра психического здоровья (НЦПЗ), в своем докладе «Психические заболевания и их классификация с позиции современной медицины» отметил, что под психическими заболеваниями понимается широкий спектр состояний — от легких депрессивных состояний, возникающих на фоне психологической травмы, до тяжелого слабоумия, врожденного или приобретенного. По статистике, в России примерно 14% населения страдают теми или иными психическими заболеваниями, 5,7% нуждаются в наблюдении врача, но обращаются к психиатру менее 3%. С наиболее часто встречающимися психическими расстройствами приходится сталкиваться священнослужителю в работе с прихожанами.
К основным группам психических расстройств относятся пограничные (расстройства личности, психогенные, невротические, психосоматические расстройства), органические (старческое слабоумие, эпилепсия, психические расстройства при травмах и опухолях мозга, последствия нейроинфекций и др.), патологии психического развития (умственная отсталость, расстройства аутистического спектра), аддиктивные (алкоголизм, наркомания, токсикомания и нехимические зависимости) и эндогенные (шизофрения, биполярное аффективное расстройство). Задача священника — не ставить конкретный диагноз, а понять, что у человека, который пришел к нему, имеются не духовно-нравственные или духовно-мистические, а именно психические отклонения. Именно поэтому в представленном документе кратко обозначены все эти патологии и обозначены состояния, с которыми священник должен направлять больного к психиатру.
В.Г. Каледа рассказал о моделях устроения человека, которые в разное время предлагались учеными и предполагали различные объяснения возникновения психических заболеваний и значение духовной составляющей. Так, в 1977 году Джоном Энжелом была сформулирована биопсихосоциальная модель возникновения психических расстройств, согласно которой в основе психических заболеваний могут лежать генетическая предрасположенность, психологические и социальные факторы. Академик В.М. Бехтерев говорил о трех уровнях потребностей человека: духовных, социальных и биологических. Интересно, что к духовным потребностям он относил не потребление, а уровень служения людям, взгляд в будущее, высшими ценностями называл совесть, справедливость, нравственность. Академик Д.Е. Мелехов, говоря о психическом здоровье, подчеркивал: «Когда эти три сферы человеческой личности — дух, душа и тело, находятся в согласии, в гармонии друг с другом, что достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа, можно говорить о здоровье». Относительно недавно, в 2003 году, появилась биопсихосоциодуховная модель, в которой важное место отводится духовному фактору. В этой связи мы говорим об утрате ценностных ориентиров, смысла жизни и деятельности. Моральная деградация человека, в основе которой лежит поругание духовных ценностей, тоже приводит к развитию психических расстройств. Выдающийся психиатр прошлого столетия Виктор Франкл говорил, что «религия дает человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности, которое он не может найти нигде больше… Медицинское служение не претендует на то, чтобы быть замещением того лечения душ, которое практикуется священником, цель психотерапии — лечить душу, сделать ее здоровой; цель религии — нечто существенно отличающееся: спасать душу».
Выступавший сообщил, что в мае 2021 года в Санкт-Петербурге прошел 17-й съезд психиатров России. Впервые на этом представительном форуме состоялось заседание секции «Религиозность и клиническая психиатрия», во время которого прозвучало много докладов, затрагивавших темы духовности и религиозности психически больных людей, значимой роли религиозного фактора в реабилитации этих больных; поднимались вопросы необходимости сотрудничества психиатров независимо от их религиозных убеждений с представителями различных конфессий, и в первую очередь — с Русской Православной Церковью как ведущей конфессией в Российской Федерации. По итогам съезда впервые в России в рамках Российского общества психиатров была создана секция «Клиническая психиатрия, религиозность и духовность», цель которой — сотрудничество с религиозными организациями и продвижение духовных ценностей в деле лечения и реабилитации психически больных людей.
Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев в докладе «Основные принципы пастырской работы с психически больными людьми и членами их семей» отметил, что обсуждаемый документ «взвешен и хорош». Говоря о трудностях взаимопонимания Церкви и медицины, он назвал их главную причину — не преодоленное полностью наследие советского государственного атеизма, когда психиатрия саму религиозность как таковую считала психопатологией, и врачи любого верующего больного рассматривали как жертву культа и начинали лечить от религии.
Отец Владимир упомянул, что сегодня психиатры нередко направляют больных с психическими расстройствами в церковь. По его мнению, такого больного надо включать в жизнь общины, чтобы другие прихожане принимали этого человека, пусть даже как больного, но как своего — наподобие того, как бывает в настоящих семьях, когда больного ребенка поддерживают и родители, и старшие братья и сестры. Такому человеку можно помочь, дав несложную работу в храме. Он также заметил, что священнику крайне важно установить правильные отношения с родными больного, которые нередко продолжают отрицать, что их родственник психически болен. Священнику необходимо убедить членов семьи этого человека смириться с существующей ситуацией, не отрицать ее, не бороться с ней, не бояться ее, а принять как попущение Божие. Конечно, такой больной на приходе требует от священника и общины «настойчивости и изобретательности», а также гораздо больше сил и времени, чем здоровые, поэтому зачастую священнослужители «не очень-то хотят заниматься больными». Однако это необходимо, поскольку духовная поддержка очень важна для людей с психическим расстройством.
Декан богословского факультета и заведующий кафедрой практического богословия ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский посвятил свое выступление вопросу участия душевнобольных в богослужениях, церковных таинствах и обрядах. Положительно оценив опубликованный документ, подготовленный комиссией Межсоборного присутствия, он предложил внести уточнения по ряду практических вопросов. В частности, он коснулся вопроса о причащении страдающих слабоумием, о соблюдении ими поста. Отец Павел также отметил необходимость проработать вопрос об условиях совершения таинства брака в том случае, если один из молодоженов страдает психическим расстройством. Священнослужитель предложил также более внимательно относиться к психическим состояниям, которые «маскируются как под грехи, так и под добродетели». В последнем случае депрессию, например, можно спутать с глубоким покаянием, а болезненную мнительность — с вниманием к собственным помыслам.
Заместитель директора Научного центра психического здоровья профессор Г.И. Копейко в докладе «Практические рекомендации для церковного попечения о психически больных» подробно рассказал о разных проявлениях психических заболеваний, с которыми может столкнуться священник и при которых больного нужно направить на консультацию к психиатру. В качестве примера так называемых неотложных состояний он привел депрессии средней или тяжелой степени с выраженным чувством тоски, безысходности, отчаяния, с бредовыми идеями самообвинения, греховности, малоценности, обнищания, с суицидальными мыслями, слуховыми галлюцинациями — «голосами» как «внутри головы», так и снаружи, которые могут маскироваться под «голоса ангелов», «голос Христа» или, наоборот, «бесовские нашептывания, требования». «Эти галлюцинации могут сегодня расхваливать больного: какой он замечательный, способный и умный, а завтра потребовать: "выпрыгни в окно" или "вспори себе живот". Чаще всего наблюдается переход от лести до повеления уничтожить себя. Такие состояния обязательно требуют консультации психиатра», — отметил Г.И. Копейко.
Религиозными людьми, как правило, такие психические состояния переживаются как богооставленность, «окамененное нечувствие», утрата смысла жизни, потеря надежды на милосердие Божие. Это может выражаться в снятии с себя креста и иных подобных действиях. Такие состояния требуют совместного ведения больного священником и психиатром. Священник может на исповеди аккуратно посоветовать: «Знаете, в отношении того, что вы рассказываете, есть необходимость посоветоваться с врачом». Или можно пригласить родственников на беседу и осторожно сказать, что нужна консультация психиатра. Помощь врача, иногда вплоть до вызова психиатрической бригады, требуется и при тревожном раптусе, когда человек мечется, не находит себе места, пребывает в моторном возбуждении. Чаще эта патология встречается в пожилом и старческом возрасте.
При некоторых психических расстройствах больные пытаются совершить «аскетические подвиги», при этом находясь в Церкви всего год или два. Такие люди теряют послушание священнику, духовнику и в отношении собственной религиозной жизни обладают полной убежденностью в своей правоте, которая не соответствует их духовному и вообще жизненному опыту.
Требуется непременная консультация психиатра и при так называемых маниях, которые могут проявляться в патологических подъемах настроения с безрассудным поведением, беспорядочной активностью. В таком состоянии больные не спят ночами, мало едят. Это состояние резкого возбуждения длится не меньше недели.
Специалисты НЦПЗ встречаются с больными, которых терзают помыслы хульного, кощунственного содержания, когда они идут в церковь и прикладываются к святыне. Больных это очень пугает, и эти состояния тоже требуют консультации врача.
Особую категорию составляют трудности, встречающиеся у лиц пожилого и старческого возраста, когда начинается прогрессирующая потеря памяти, снижение интеллектуальных способностей, утрата профессиональных навыков и навыков самообслуживания, наблюдается нарушение речи, двигательных возможностей. Это часто связано с деменцией позднего возраста, память на текущие события у этих больных отсутствует. Священник нередко сталкивается с подобными случаями в своей практике, когда, например, кто-то из пожилых прихожан пытается несколько раз подойти к причастию, забывая, что уже причастился несколько минут назад.
Следующие состояния касаются обычно молодежи: это, прежде всего, патологическая уверенность в собственном уродстве, интеллектуальной несостоятельности. Такие молодые люди ограничивают себя в еде с целью похудания и доводят себя до гормональных нарушений. При успешном лечении ситуацию можно выправить.
Свои особенности имеют душевные болезни и у детей. Например, когда школьники, страдая от депрессии, убегают из семьи, начинает бродяжничать, пить, воровать.
Сотрудница Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Н.В. Лазько выступила с докладом на тему «Возрастные аспекты актуальных проблем психического здоровья в условиях эпидемиологически обусловленных социальных ограничений». Она отметила, что после ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, специалисты анализируют ближайшие последствия этой ситуации для психического здоровья людей.
Особенности динамики психопатологических проявлений и реагирования на вызовы общественной жизни у людей с психическими расстройствами имеют свою специфику в зависимости от возраста. При этом для всех возрастных групп, обращающихся за психиатрической помощью на фоне общей астении (вследствие постинфекционного и постинтоксикационного синдрома), характерно в той или иной степени появление мыслей о «потере смысла жизни», попытки непродуктивного переосмысления прошлого, реакции растерянности на текущие банальные события, что требует особого внимания при духовном окормлении этих людей.
«Пациенты молодого возраста, несмотря на привычное использование интерактивного общения, испытывали значительный дискомфорт с усугублением имеющихся психических проблем, в основном в виде углубления депрессивных проявлений с суицидальными высказываниями при полной депривации реального общения. Для лиц среднего возраста (в силу наиболее выраженной социальной нагрузки) характерно появление стойкого тревожного состояния в сочетании с обострением либо декомпенсацией имеющегося психического расстройства, что обуславливает необходимость более интенсивной психофармакотерапии. Для пациентов старших возрастных групп, фактически получивших "удар" по социальной адаптации, характерно появление ранее не свойственных псевдодементных реакций, а в случаях преддементных состояний отмечается прогрессирование когнитивного снижения вплоть до формирования клинически очерченных проявлений деменции. Таким образом, в условиях затянувшегося эпидемического процесса и связанных с ним социальных ограничений отмечается особый для каждой возрастной группы пациентов патоморфоз психических расстройств, что необходимо учитывать при пастырском попечении о таких лицах», — отметила Н.В. Лазько.
Завершая заседание, митрополит Сергий подчеркнул, что очень важно продолжать такие встречи и обсуждение священниками и врачами-психиатрами вопросов церковного попечения о психически больных людях, выразив надежду, что результатами этой работы и представленным документом воспользуются духовные школы и благотворительные учреждения.
Видеозапись прозвучавших на секции выступлений доступна по ссылке.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
5 июня 2021 г.