Дивеевские новомученики
Их крестный путь был разным, но стояние в вере и любовь к Богу одинаково крепкими. И связывала их известная на всю страну женская обитель – четвертый удел Богородицы. 27 июня Православная Церковь совершает память Собора Дивеевских святых, а мы вспоминаем о некоторых из них.
Два владыки Серафима
Священномученик Серафим (Чичагов) происходил из дворянского рода. После встречи с праведным Иоанном Кронштадтским все решения будущий митрополит принимал только с его благословения.
Вскоре после рукоположения молодой священник посетил место подвигов преподобного Серафима. Старица Паша Саровская передала ему повеление батюшки Серафима на составление «Летописи монастыря». Он решился издать этот труд и поднести императору. По настоянию государя комиссия осуществила освидетельствование мощей преподобного, и отцу Серафиму поручили организацию канонизации.
28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля была совершена его хиротония в епископа. Попечению владыки поручали епархии, где требовались особые труды – Орловская, Кишеневская, Тверская. Несколько раз его отправляли в ссылки за открытое непринятие происшедших в России перемен.
В 1933 году 78-летний Ленинградский митрополит был уволен на покой. Последние годы жизни он провел на маленькой даче, трудясь над богословскими сочинениями, проводя время в молитве. В ноябре 1937 года тяжелобольного святителя на носилках доставили в Таганскую тюрьму, а 11 декабря расстреляли в Бутово.
Священномученик Серафим (Звездинский) в молодом возрасте неизлечимо заболел, но чудом исцелился по молитве перед образом Саровского старца. Этот образ сопровождал владыку, принявшего постриг в честь преподобного, почти всю его жизнь.
С 1920 года архипастырское служение стало претворением в жизнь его любви ко Христу и ближним. Через два года после хиротонии последовал первый арест. В тюрьме епископ утешал отчаявшихся, исповедовал, поддерживал молитвой, совершал Божественную литургию.
По окончании срока ссылки его вызвали на Лубянку и потребовали покинуть Москву, так он приехал в Дивеево. Ссыльный епископ служил Литургию в подвальном храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Чтобы успеть закончить богослужение прежде, чем начнется служба наверху, приходилось начинать Литургию в 4 утра. После службы владыка шел на Святую Канавку, обходя ее с молитвой Богородице. Однажды он увидел, как Божия Матерь шла по Канавке.
Осенью 1927 года объявили о закрытии обители, владыку вместе с духовенством и частью монашествующих заключили в Арзамасскую тюрьму. Чтобы не быть орудием в руках ОГПУ, отец Серафим подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат, но позже его вновь арестовали. После нескольких лет ссылок он поселился в Ишиме, где в 1937 году в числе других духовных лиц его вновь арестовали и приговорили к расстрелу. 26 августа приговор привели в исполнение.
Отцы и братья – Иаков и Михаил Гусевы
Они были сыновьями священника Дивеевского монастыря протоиерея Иоанна Феофановича Гусева, потомка первого священника обители – протоиерея Василия Садовского.
Отец Иаков служил в селе Елизарьеве, недалеко от Дивеева. Батюшку и его семью сельчане любили, его проповеди доходили до сердца каждого, а дом в трудные годы был полон нуждающимися в крове. Михаил Иванович священником стал по благословению отца, служил он в Дивеевском монастыре. После ареста с семьей переехал в дом брата. Вместе они заботились о гонимых дивеевских сестрах.
Вскоре отца Михаила назначили настоятелем храма святителя Николая в Кулебаках. Батюшка продолжал помогать сестрам Дивеевской обители, не забывал детей арестованных священников. Его вынуждали отречься от сана и обвиняли в организации «контрреволюционной церковно-фашистской группы». Перед арестом батюшка оставил жене записку: «Не плачь, не ропщи – тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя». Протоиерей Михаил Гусев был расстрелян в Горьком 20 ноября, в канун именин.
Отец Иаков постоянно терпел притеснения со стороны властей. Его арестовывали и обвиняли в подстрекательстве прихожан к борьбе с властью. На допросах он держался достойно и мужественно. На выписке из протокола стоит запись: «Расстрелян в Горьком 29 декабря 1937 года». Семьи новомучеников долгое время не знали об их судьбах.
Сестры Пелагия и Марфа
Преподобномученицы Марфа и Пелагия были сестрами, родились в бедной крестьянской семье и обе решили посвятить жизнь служению Господу.
После ликвидации монастыря инокиня Марфа поселилась в сторожке при церкви села Развилье, а инокиня Пелагия – при церкви села Воробьева. В их дальнейшем жизненном пути есть очень много общего, хотя больше они не встречались. Главным занятием матушек было чтение в храме и молитва. Верующие приходили к сестрам просить совета и молитв. Они помогали матушкам выжить, делясь с ними продуктами и деньгами.
Независимо друг от друга, обе сестры были арестованы в ноябре 1937 года по обвинению в антисоветской деятельности. Новомученицам так и не довелось встретиться, вряд ли они даже знали о том, что находятся в одном лагере. Несмотря на изнуряющий труд и тяжкие болезни, они добросовестно работали, терпеливо неся свой крест ради Бога. Даже лагерное начальство отмечало хорошее качество работы каждой из сестер.
Лагерь стал последним местом их испытания верности и любви к Богу. Инокиня Марфа скончалась в лагерной больнице в 1941 году от декомпенсации сердечной деятельности, а матушка Пелагия – от рака в 1944-м.
Инокини в миру
Родилась Евдокия (Шейкова) в семье крестьян. Рано осталась сиротой на попечении дяди – церковного старосты. Дуня была благочестива, ходила по святым местам. С юных лет немного юродствовала: круглый год ходила в теплой шали и зипуне, переносила насмешки. В 20 лет Дуня заболела и слегла. За ней ухаживали девушки, вместе с ними блаженная создала подобие иноческой общины.
Блаженная вела строгую подвижническую жизнь, приучала к тому же и своих послушниц. Господь сподобил ее дара прозорливости и исцелений, сельчане почитали ее как старицу.
У Евдокии было пять послушниц. Три из них – Дария Тимолина, Дария Сиушинская и Мария – пострадали вместе с ней, а другие смогли свидетельствовать о жизни и страданиях мучениц.
Святую Евдокию и ее келейниц арестовали в августе 1919 года. Безбожники непрерывно били Дуню больше суток, сменяя друг друга. Когда побои прекратились, старица уговорила солдата позвать священника. За два часа до кончины Евдокия и послушницы исповедались и причастились.
Общее празднование новомученикам и исповедникам Дивеевским совершается в Соборе Дивеевских святых (27 июня), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (7 февраля или в ближайшее воскресенье) и в Соборе Нижегородских святых (второе воскресенье сентября).
27 июня 2021 г.