На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы развития теологии и образования
30 июня 2021 года в Российском православном университете святого Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Теология и образование. Теология образования. Теология в образовании» выступил проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, руководитель Центра образования и теологии РАО Д.В. Шмонин.
Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
Д.В. Шмонин отметил, что под теологией в Православии традиционно понимается не только система богословских знаний, но и выражение религиозной традиции. При этом необходимо рассматривать теологию в нескольких аспектах: как Божественное Откровение, как ответ человека на Откровение и в контексте системного научного знания.
Теология и образование существуют как устойчивые консервативные явления в жизни любой цивилизации. Они связаны по своему смыслу — проблемно, исторически и практически. Поэтому попытки разделить их можно сравнить с попытками изъять воспитание из системы образования.
В традиционном обществе на протяжении всей человеческой жизни участие в его воспитании последовательно выполняли родители, школа, государство и Церковь. Однако примерно с XVII века в разных регионах мира секулярное образование и парадигмы отнимали у Церкви нормотворческую функцию в сфере образовании, заменяя его «заботой государства» секулярным компонентом, позитивным законодательством и т.д. Это закономерно привело к тому кризису, в котором российское образование оказалось в XXI веке. Единственным выходом из него остается поиск путей адекватного современной системе соединения теологии и образования.
В свою очередь понятие «теология образования» заимствовано из протестантской теологии П. Тиллиха, Джузеппе Гро и др., которые ставили своей целью создать христианскую теорию образования. Точкой отсчета современной теологии образования Д.В. Шмонин считает энциклику Папы Пия XI «Divini illius Magistri» («Божественный Учитель») от 31 декабря 1929 года, которая провозглашала приоритет христианского образования над светским. Важнейшими источниками для православного осмысления теологии образования остаются сочинения святителя Василия Великого «Послание к юношам о пользе греческих книг», блаженного Августина «О христианской науке», в которых выкристаллизовывается мысль о том, что науки для христианина имеют ментальную служебную функцию. В XX веке эту мысль в своем труде «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» продолжает протопресвитер Василий Зеньковский, который выражает убежденность в том, что ответственность за воспитание личности несут Церковь, семья и государство. При разной сфере ответственности их поле взаимодействия едино. Д.В. Шмонин представил свои труды, посвященные этому вопросу: «Технология блага. Очерки теологии образования» (2019) и вышедшую в мае текущего года монографию «Тайна ответа: введение в рациональную теологию», в которой предпринята попытка показать место теологии внутри и вне научного знания, ее связь с образованием от времен мужей апостольских до XVII века начала во всем мире эпохи фундаментальной секуляризации.
Теологию в современном образовании Д.В. Шмонин считает единственно возможным вариантом современного выражения философии образования. Прошедшие десятилетия прерванной образовательной традиции показывают, что ценностный кризис системы образования не преодолевается за счет цифровизации, введения дополнительных компетенций и т.д. Исходя из этого, общей задачей современной теологии остается наполнение ценностным содержанием российского образования. В практическом аспекте это означает привнесение теологического компонента в содержание курсов истории, политологии, социологии, философии. По мнению Д.В. Шмонина, теология и воспитательная работа должны стать содержательным элементом социально-гуманитарных курсов в отечественных вузах.
После основного выступления Д.В. Шмонин ответил на вопросы слушателей.
Научный лекторий «Крапивенский 4» объявляет перерыв на летние каникулы. Следующий семестр откроется заседанием, которое состоится 1 сентября с.г.
Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00.
Патриархия.ru
2 июля 2021 г.