Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Эпоха регентства

В 1994 году она попала в саратовский Свято-Троицкий собор в качестве певчей, а через некоторое время возглавила хор храма на семнадцать лет. С 2012 года Светлана Владимировна Хахалина — регент архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса). Впереди не одна сотня служб и не один десяток выступлений. Коллектив под ее руководством принимает участие в фестивалях духовной музыки, поражает воображение молодых хористов и радует сердца прихожан. Находясь на пике «регентской формы», Светлана знает, что ей есть к чему стремиться и какие вершины только предстоит покорить. Но ведь когда-то сама возможность петь в храме была неприступной вершиной.

 

Дела регентские

«Когда я училась в консерватории, работа в Церкви еще была под запретом», — рассказывает Светлана Владимировна. Сокурсницы, певшие в храме, держали свою «тайную жизнь» в строжайшем секрете — иначе им грозило отчисление. Тем не менее, молодая и успешная участница Театра хоровой музыки отправилась в саратовский Свято-Троицкий собор, где ее, очевидно, ждали. «Я чувствовала — это то, чем я хочу заниматься», — говорит Светлана Владимировна. Работая в Церкви, она продолжала активную жизнь в театре — постоянные репетиции, долгие гастроли по несколько месяцев, но вскоре совмещать театр и храм стало сложно. Преодолев сомнения, Светлана выбрала церковный хор.

И закипела регентская жизнь. Дать тон, спеть с листа — все это не вызывало никаких затруднений, о себе давал знать прочный консерваторский фундамент. Что же до церковного Устава, то Светлане пришлось заняться самообразованием — узнать ход службы, порядок песнопений… «Для работы светских знаний не хватало. Спасало музыкальное образование, но о церковном Уставе я не знала ничего. Я не знала ни одного гласа, что там говорить о старославянском языке. Перед тобой ставят книжку, и нужно сразу петь, не зная, что вообще петь!» — вспоминает регент.

Желание овладеть тонкостями церковного пения было настолько велико, что Светлана стала стремительно приобретать знания и опыт.

Главная сложность — отсутствие отпечатанных нот. Песнопения переписывались от руки на картонки. С них же потом и пели. Для Светланы появилась еще одна существенная трудность — правильное исполнение духовной музыки. «Негде было послушать, как нужно петь. Я все думала, как правильно петь стихиры. Связанно и плавно или отрывисто и быстро? Такие нюансы постигла со временем», — поясняет она.

К судьбе начинающего регента не остались равнодушны протодиаконы Михаил Беликов и Олег Дроздов. Благодаря им Светлана освоила Устав, поняла, как исполнять духовную музыку. Но в регентской деятельности у Светланы Владимировны не было ориентиров.

Но все изменилось с приходом Владыки Лонгина (Высокопреосвященнейшего Митрополита Саратовского и Вольского). В жизни хора начался новый этап. «Владыка настолько увлечен церковным пением, что очень много времени тратил на наше обучение. Он подарил мне диски, чтобы я могла послушать, сравнить, подумать над исполнением. Мы иногда даже вместе слушали эти записи», — увлеченно рассказывает Светлана Владимировна.

Выход в свет

Слушая диски, Светлана нашла ориентир — хор храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке под управлением Николая Матвеева. «Еще впечатлил хор Сретенского монастыря. И хор Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под управлением Владимира Горбика», — рассказывает Светлана Владимировна, отмечая, что с этим неординарным человеком ей довелось познакомиться и многому у него научиться.

Пришло время записать собственный диск. И не один. Светлана Владимировна рассказывает, что инициатором стал настоятель собора — отец Пахомий (ныне Епископ Покровский и Николаевский).

В сентябре 2006 года появляется первый диск «Царь Небесный» — собрание песнопений всенощного бдения и Божественной литургии. Творение так полюбилось публике, что в 2009 году на суд слушателей хор представил новый диск «А.Д. Кастальский. Песнопения всенощного бдения и Божественной литургии», содержащий обиходные песнопения, составлявшие репертуар хора. «Кастальский — сложный композитор для восприятия и исполнения. Он своеобразен. Чтобы осилить творчество, его нужно постоянно “впевать”», — поясняет Светлана Владимировна. Диск обрел признание, и вслед был выпущен третий сборник «Услыши, Боже, моление мое… Избранные песнопения русских композиторов», передающий многогранность и разносторонность как создателей духовной музыки, так и их произведений.

Где заканчивается певческое ремесло

Запись дисков — своеобразный бонус, но не самоцель. Светлана Владимировна рассказывает, что у церковного хора особое предназначение: «Хор настраивает прихожан на определенный, собранный, но умиротворенный лад. Он не должен уводить от молитвы, а должен помогать». Она объясняет, что все подчинено службе. Песнопения — не самостоятельный элемент, поэтому внешние эффекты сводятся к минимуму.

Когда-то с Божией помощью, внимая советам добрых и мудрых наставников, Светлана усердно училась и только начинала свой регентский путь. Сейчас она сама является хорошим учителем и примером для начинающих. Что же нужно человеку, чтобы стать регентом? По ее мнению, нужно понимать, что будущая работа — великий труд, базирующийся на трех китах: огромном желании, музыкальном образовании и знании церковного Устава. «Регент должен знать все. Иногда бывает так: выходит батюшка и спрашивает у меня, как сегодня будем служить», — говорит Светлана Владимировна. Также регент должен обладать вкусом, ведь существует много песнопений, из которых можно и нужно выбирать.

Она воодушевленно рассказывает, как выбирает каждое песнопение. Вот она открывает «Херувимскую песнь» — сборник, а там вариантов — сто штук. И вот вроде определится, потом долго думает, играет партитуру, напевает, оценивает. Потом осознает, что произведение задевает и уже звучит в голове! Светлана Владимировна считает — это важный, но мучительный процесс, ведь каждое произведение она переживает всем сердцем: «Все выбираю осознанно. Это не просто взял и выучил. Моя работа в церковном хоре — это не часть жизни, это вся моя жизнь!».

Светлана Владимировна признается, что ее любимые песнопения –великопостные, особенно которые поются на Страстной седмице. Это глубокие, пронизывающие душу произведения, звучащие раз в год. Выбор регента — «Не рыдай мене, мати». По словам Светланы, такие песнопения настолько проникновенны, что заставляют человека пересмотреть свою жизнь.

Затем следует не менее трудоемкий этап — работа с коллективом. Светлана точно знает, что регент должен уметь общаться с людьми, быть для певчих авторитетом, иначе его просто не будут слушать. Светлана Владимировна объясняет — в хоре поют профессиональные и талантливые музыканты с прекрасным образованием. И регент обязан соответствовать их уровню, отвечать на любые вопросы, уметь убеждать, почему петь нужно именно так. Ведь регент должен вести хор за собой. «Отношения должны быть почти родственными. Дисциплина нужна, но обязательно между нами должно быть доверие, основанное на любви и взаимопонимании. Если люди не доверяют, то я ничего не смогу от них добиться», — поясняет Светлана Владимировна.

Что касается технической стороны или стадии разучивания, то здесь церковный хор мало чем отличается от светского. По словам Светланы, «черновая работа» проходит нормально, а вот на завершающем этапе осмысления происходят заминки. Нередко приходится беседовать о смысле произведения, объяснять, какое место оно занимает в службе. И ей отрадно осознавать, что разговор с коллективом не проходит даром. Как это определить? Светлана говорит, если певчие понимают песнопение, то рождается совершенно иное звучание: «Люди начинают петь не просто ноты, они начинают петь сердцем».

Наконец начинается то самое, ради чего предпринимались все усилия и преодолевались все препятствия, — служба. Большое значение Светлана придает своему настрою. Каждая служба — особенная. Каждый возглас священника и последующее «Аминь» — благоговейно ответственное. Здесь не сделаешь паузу, не отвлечешься даже на секунду. Здесь заканчивается певческое ремесло и начинается служение Богу.

Перед Светланой Владимировной двадцать четыре хориста, которые ждут точного тона, указаний и объяснений относительно песнопений. Она говорит: «Певчие стоят и смотрят на меня, многие не всегда знают ход службы. И я должна всех направить».

Сколько раз Светлана Владимировна замечала, что идти на службу нет никаких сил, одолевают немощи. Но ради любимого дела она переступает через слабости и выходит регентовать. Тогда все болезни, трудности, эмоции отступают, оставаясь за дверьми храма. Она погружается в службу и понимает, что и сама настроена на молитву. «Моя душа поет! Меня не покидает постоянное ощущение того, что я на своем месте», — радостно говорит она.

По словам состоявшегося регента, приход в Церковь — важный этап в жизни, так как это не столько поворот в профессиональной деятельности, сколько начало новой стороны жизни — духовной. Для Светланы Владимировны Хахалиной стал важен и ценен процесс воцерковления: «Если человек однажды встает на этот путь, то уже не может быть вне Церкви. Сколько у меня примеров, когда студенты консерватории приходили подработать в храм, не имея никакого представления о церковном пении, а окончив вуз, уезжали в родные города и связывали свою жизнь именно с церковным хором. Сюда невозможно прийти просто попеть, а потом навсегда уйти».

Дарья Хохлова

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: