Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Изучать, чтобы полюбить

В декабре 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил празднование Собора Саратовских святых. Десять лет назад состоялся первый праздник в их честь. Центром празднования стал Свято-Троицкий собор Саратова – свидетель той драматической эпохи. Настоятелем собора в то время был наш архипастырь, он же стал автором композиционного решения иконы Собора Саратовских святых. Мы попросили епископа Пахомия ответить на несколько вопросов о церковном искусстве.

– Владыка, Вас по праву можно назвать если не специалистом, то уж точно человеком, хорошо разбирающимся в церковном искусстве. Ведь разбираться в нем нужно не только мастеру, но и заказчику. А Вам в этой роли приходилось выступать много раз.

– На протяжении многих столетий развития церковного искусства рынок в сфере церковного искусства формировали именно заказчики икон, полотен, скульптур. Именно от их образованности, вкуса или его отсутствия зависело многое. Заслуга великих мастеров (Микеланджело, к примеру) в том, что они смогли мнение мастера сделать весомым.

– Для многих современных людей понятия «творчество» и «правила» – вещи несовместимые. Как бы Вы им объяснили, зачем нужен канон в иконописи?

– На самом деле, творчество без правил не существует. Как не существует без них, к примеру, спорта. Даже в боях без правил правила есть (улыбается), ведь нельзя же одному бороться, а другому из пистолета стрелять.

Иконопись – искусство традиционное, правила не дают волю излишним человеческим переживаниям. Но, несмотря на каноны, если мы посмотрим на развитие и иконописи, и архитектуры, и литературы, то увидим влияние человеческого фактора. Автор в любом случае выражает себя в своем произведении.

– Мы привыкли узнавать на иконах образы святых, которые жили столетия назад. Но как создают иконы мучеников, преподобных ХХ века?

– Создавая изводы близких нам по времени святых, иконописец имеет возможность пользоваться их фотографиями, кадрами кинохроники, прижизненными портретами хорошего уровня.

В древности таких материалов не было. Были словесные описания их внешности и характерных особенностей внешности. Иконописец использовал эти описания и, придерживаясь канонов, создавал образ святого. По большому счету, внешность святого не так уж и важна, главное – наше молитвенное общение с ним. Богу ведь наше сердце нужно.

– Как Вы думаете, наличие фотографий, кинохроник скорее помогает или мешает иконописцам?

– Многое зависит от иконописца. Это ведь тоже человек, а люди разные все. Для одного очень трудно создавать новые иконографические образы святых, а для другого – это область научного, творческого интереса. В зависимости от того, что заказчик хочет получить, он будет и иконописца выбирать.

– Вам – заказчику многих икон для многих храмов – часто приходится оценивать результаты труда современных иконописцев. Какими критериями Вы руководствуетесь, говоря «хорошо» или «плохо»?

– Как в любом деле, факторов, влияющих на оценку произведения, много. В первую очередь, профессиональные качества иконописца. Если стена, к примеру, кривая, каменщик может сколько угодно доказывать, что это он так видит. На самом деле, он плохой каменщик. Так же и в иконописи есть азы мастерства.

Далее в оценке работы мы должны опираться на определенный опыт известных мастеров. Нельзя быть русским иконописцем и пройти мимо шедевров преподобного Андрея Рублева. Это как будучи литератором, не читать, не размышлять над произведениями Толстого и Достоевского.

Есть искусствоведы, которые учатся анализировать, оценивать художественные произведения, иконы. С ними тоже нужно посоветоваться. Нельзя полагаться только на свое «нравится» или «не нравится».

А еще время судит и отдельные произведения, и споры в той или иной области церковного искусства. Четкие правила оценки прописать сложно.

– В 2011 году впервые отмечали память Собора Саратовских святых. Для этого праздника было нужно написать икону, но сначала придумать – как? Вам принадлежит идея композиционного решения этого образа. Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.

– Мне всегда было интересно церковное искусство во всех его областях. Интересно работать с иконописцами. Так же и в 2011 году получилось – предстояло праздновать память наших святых земляков, и мы с иконописцем стали создавать их образ.

В качестве образца для композиционного решения мы выбрали иконописный образ Деисис – «моление». В центре – Спаситель, рядом Матерь Божия и Иоанн Креститель – те, что превыше ангелов, далее архангелы Михаил и Гавриил. И святые (тогда их было 12), которые предстоят Спасителю, обращая к Богу свою жизнь, Христа ради понесенный подвиг. Они окружают престол – святители, припадающие в молении преподобные, рядом стоящие мученики.

На иконостасе мы видим эту композицию, вытянутую в одну горизонтальную линию, здесь фигуры вписаны в прямоугольник и композиционно объединены в круг – символ бесконечного мира, существующего Бога ради, Им объединенного.

– Икона Собора святых – это некий слитный образ. Нет опасности при таком почитании, что у верующих не возникнет их раздельного восприятия, личной связи с каждым?

– Но есть же и индивидуальные дни памяти святых. В эти дни мы вспоминаем их личный подвиг, пишем икону конкретного святого.

Таких примеров масса в истории Церкви – жизнь кого-то известна в подробностях, а кто-то пострадал в сонме мучеников, к примеру. Или жил в прославленной обители и был прославлен как преподобный. Но подробности его жизни не сохранились.

На личное почитание много факторов влияет – национальная, культурная среда, место подвига человека или наличие храма в его честь. У христианина должен быть средний уровень образования, как в советской школе. Был средний уровень и набор преподавания предметов, а дальше – по способностям и желанию. Церковь – это большое учебное учреждение, и ученики у нее тоже очень разные. Задача пастыря, педагогов воскресной школы, родителей – познакомить с историей, основами веры. А дальше у человека, входящего в общение с небесным миром, сложатся личные отношения со святыми. Разные со всеми. Это естественно.

– Словесной иконой можно назвать богослужебный канон. Его в честь и память Саратовских святых написал клирик Саратовской епархии священник Максим Плякин. Но далеко не все способны на слух воспринять все детали и подробности этой словесной иконы. Как уставщик с многолетним стажем, что бы Вы посоветовали новоначальным христианам?

– А как объяснить человеку, что нужно полюбить русскую или зарубежную литературу? Если он не начнет читать, он не полюбит ее. Как в теории можно полюбить лес или море? Так же и в отношении богослужения. Каноны, стихиры – это многовековое наследие Церкви, плод трудов не одного поколения песнотворцев. Чтобы к этому приобщиться, нужно старания приложить.

Русский человек любит крайности. Положено читать по уставу канон на двенадцать тропарей, но это тяжело. Тогда вообще ни читать, ни вникать не буду. Так нельзя. Нужно трудиться, начинать хотя бы с малого. Ведь в наше время столько доступных источников информации. Понуждая себя, ты начинаешь лучше слушать службу, появляется вкус.

Для развития этого вкуса я бы порекомендовал начать глубокое изучение богослужебных текстов со знакомства с тремя книгами – Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих. Это основа.

– Ваши пожелания нашим читателям в этот знаковый для нашего края праздник?

– Мы, безусловно, должны знать своих героев, и в первую очередь своих святых. И себя, и детей своих воспитывать нужно на хороших, добрых примерах прошлого. Все мы прекрасно знаем, как опасно прошлое забывать и не извлекать из него уроки. А пример Саратовских новомучеников может многому нас научить.

В нашей епархии мы издали специальную тетрадь для проведения уроков, посвященных Саратовским новомученикам. И тем самым вывели знакомство с ними на качественно новый системный уровень.

Нужно трудиться, и если Бог благословит, сложатся уже наши личные отношения с этими святыми. 

 

Марина Шмелева
Поделиться в: