Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили перспективы преодоления русского раскола

22 сентября 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Православие. Старообрядчество. Единоверие. Опыты и перспективы преодоления русского раскола (к 50-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года)» выступил историк, публицист, член Информационной комиссии Московской городской епархии, член приходского собрания единоверческого храма святителя Николы в Студенцах, руководитель идеологического отдела Первого русского телеканала «Царьград» М.А. Тюренков.

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

Затронув основные вехи истории церковного раскола XVII столетия, М.А. Тюренков отметил, что начиная уже со второй половины XVII века немало старообрядцев были убеждены в том, что «новообрядцы не являются еретиками, а их грех состоит лишь в том, что они не признают старообрядцев, запрещая им молиться по их богослужебным книгам и совершать обряды по дораскольным чинопоследованиям». Таких старообрядцев историк назвал протоединоверцами.

Докладчик подчеркнул, что единоверие появилось в 1800 году благодаря усилиям императора Павла I и митрополита Московского Платона (Левшина), а в 1912 году вошел в употребление забытый ныне термин «православное старообрядчество». В начале ХХ века в России насчитывалось около 600 единоверческих приходов и множество монастырей. На Поместном Соборе Русской Церкви 1917-1918 гг. было принято решение о рукоположении епископа для единоверцев. Первым единоверческим епископом стал будущий священномученик Симон (Шлеев).

М.А. Тюренков напомнил, что в 1929 году Священным Синодом под председательством митрополита Сергия (Страгородского) были сняты клятвы со старых обрядов, однако это решение оставалось неактуализированным до 1971 года, когда по инициативе митрополита Никодима (Ротова) на Поместном Соборе были сняты клятвы со старых обрядов. Историк считает это событие одним из самых важных в летописи новейшей церковной истории. «Приблизиться к исцелению раскола, который произошел во второй половине XVII века, было невозможно без подобного деяния. До этого на протяжении всего XIX-XX веков существовал канонический нонсенс: в Русской Церкви были сотни приходов, находившихся под соборными клятвами 1666-1667 гг.», — отметил докладчик. «Единоверческие приходы существовали и в советские годы. Если в 1980-х годах их численность не превышала трех-четырех, то сегодня их более тридцати», — сказал  историк.

Анализируя историю раскола XVII столетия, М.А. Тюренков обозначил проблему терминологической несогласованности, которая нередко возникает в результате неточного словоупотребления. «Абсолютное большинство старообрядцев в XVII веке так себя не называли. Все они считали себя православными, позже появился термин "древлеправославные христиане", еще позже — "ревнители древлего благочестия", и только потом — "староверы" и "старообрядцы". Все это синонимы. Сегодня староверами чаще именуют себя беспоповцы, а старообрядцами — поповцы. Иногда термин "староверы" присваивают себе неоязычники, что некорректно», — полагает докладчик.

Говоря о перспективах преодоления русского раскола, историк отметил, что «сегодня диалог со старообрядческими согласиями, к сожалению, пассивен». Зачастую это наблюдается вследствие сохранения большого количества общеизвестных разногласий. В то же время, по мнению М.А. Тюренкова, множество вопросов друг к другу стереотипны и мифологичны. «Нам нужно чаще встречаться. Наряду с рабочим органом Русской Православной Церкви, образованным при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата — Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, нужно создавать пространство общения, в рамках которого богословы, публицисты, историки могли бы сформулировать перечень вопросов друг к другу. Это позволило бы выделить те вопросы, по которым есть принципиальные богословские и канонические расхождения, и просить Священноначалие предпринять усилия в направлении их разрешения. У нас есть пример: 50 лет назад состоялся Собор, который отменил клятвы на старые обряды. В какой-то степени звеном к преодолению этого разделения могут стать единоверческие приходы», — заключил М.А. Тюренков.

Следующий лекторий состоится 6 октября в то же время. Докладчик: научный руководитель Православного исследовательского центра «Хризма», кандидат политических наук Е.О. Иванов. Тема: «Православное миссионерство: современное состояние и перспективы».

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00.

Патриархия.ru

Поделиться в: