Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

В «Ладье» прошла беседа о старообрядчестве

22 октября в молодежном клубе  «Ладья» при Митрофановском храме Саратова состоялась встреча с иереем Максимом Плякиным — заместителем руководителя историко-архивного отдела Саратовской епархии, секретарем комиссии по канонизации подвижников благочестия. Он рассказал об истории старообрядчества в Саратовском крае.

Отец Максим подробно объяснил причины, которые привели к возникновению старообрядчества, рассказал про царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Нам, христианам XXI века, сложно вообразить, что за следование старому обряду могла последовать казнь. Это, в частности, предписывал указ 1682 года: если человек крестился двумя перстами — по-старообрядчески — его казнили.

После начала притеснений старообрядцы начали мигрировать по территории страны. Было три основных направления: Дон (казачьи земли), территория Польши («Стародубье»), Поволжье (Нижний Новгород). Земли вдоль Волги были населены кочевниками, с которыми старообрядцы начали налаживать хозяйственные отношения. Укрепляя контакты с местным населением, проживавшим возле Волги, старообрядцы развивали речные промыслы, а в заволжских степях — торговые. Очень скоро они в этом весьма преуспели — известные династии купцов и предпринимателей Мельниковых, Морозовых, Демидовых были старообрядцами.

Из старообрядческих слобод постепенно вырастали города. Так, город Хвалынск произошёл от слободы Сосновый остров, Новоузенск — от слободы Узень, Пугачёв — от слободы Мечетная. Город Балаково изначально тоже был заселен старообрядцами.

Отец Максим рассказал о том, с какими сложностями сталкивались старообрядцы в Российской империи и как их преодолевали. Эти сложности касались прежде всего их социального статуса и носили идеологический характер. Именно поэтому они стремились уйти как можно дальше от центральных земель — туда, где нет государственного надзора. Иногда это были просто отдалённые земли, а иногда — леса.

Во времена гонений в XX веке старообрядцев так же, как и православных, уничтожали физически — расстреливали, убивали, ссылали. Страдали все — и верующие, и священство.

Отец Максим сообщил молодым людям, где в Саратове находятся старообрядческие общины, каково их церковно-административное устройство. Для многих стало неожиданным то, что в нашем городе присутствуют и беспоповские старообрядческие общины.

В завершение священник ответил на многочисленные вопросы. Беседа длилась более двух часов.

Пресс-служба Саратовской епархии

Поделиться в: