Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Почему Церковь негативно относится к Хэллоуину. Говорим с епископом Пахомием

 
Хэллоуин почему-то в России становится всё более популярным, а для молодого поколения совсем уж привычным. Об этом празднике и проблеме его восприятия мы говорим с епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
 - Почему Церковь негативно относится к Хэллоуину? Это же день всех святых – христианский праздник вроде?

– Каждый праздник – религиозный, общественный или личный – в основе своем имеет событие, а в праздновании – важный смысл. То есть мы повторяем его из года в год, потому что нам важно себе о чем-то напоминать, потому что он нам какую-то пользу приносит. Давайте попробуем вместе ответить на вопрос: «О чем мы себе напоминаем в день Хэллоуина?» О всех святых? А для чего тогда людям нужно наряжаться в костюмы нечисти?

Знакомство с историей этого праздника дает нам ответы. На самом деле, Хеллоуин в современном прочтении – это вовсе не день всех святых, а возрожденный языческий кельтский культ почитания духов усопших помноженный на культ нашего времени – коммерческую выгоду. Доходы индустрии ужасов только в Соединенных Штатах составляют до половины миллиарда долларов в год.

Христианство изначально пыталось преобразить языческий мир и оторвать его от языческого празднования смерти (а по сути поклонения ей). С IХ века на Западе день 1 ноября, в который в древности отмечали языческий праздник, был посвящен торжеству в честь всех святых, а 2 ноября – поминовению усопших. Само название «Хэллоуин» происходит от словосочетания All Hallow Evening – вечер всех святых.

Но тема смерти и потустороннего мира сегодня необычайна популярна у сатанистов, оккультистов, магов, неоязычников, которые наполнили праздник совершенно иным содержанием. Причем сторонникам этого «веселого» обычая нелишне вспомнить, что в эту ночь и в наши дни приносят жертвы.

Протестуя против явно антихристианского понимания Хэллоуина, на Западе проводят акцию Holly Win – «Святая победа». В эту ночь тысячи молодых христиан собираются на молитвенное бдение, посвященное победе Христа над смертью, сатаной и адом.

Еще один вопрос к каждому из нас – жителей современной России. Почему мы так падки на все иноземное, причем не самое возвышенное? Почему не стремимся возрождать свои добрые традиции, но в первых рядах бежим поддержать то китайский Новый год, то американский Хеллоуин? Если мы хотим почтить праздник всех святых, то у нас есть православный праздник – День всех святых, его отмечают через неделю после Троицы. К сожалению, о нем большинство россиян даже не знает. А ведь имена этих святых мы с вами и носим.

- Грех ли надевать костюм зомби и ходить с друзьями на празднование этого праздника?

– Знаете, карнавал ведь дело не новое. И в Венеции в карнавальные дни, и в Рио-де-Жанейро, и в России на Масленицу люди гуляли, веселились, это был такой выброс пара, плотской энергии накануне Великого поста. Люди давали слабинку плоти, а потом наступало время подвига, молитвы, тишины, духовного роста. Сегодня остается только веселье плоти – безудержное и беспощадное. А вот с тихой радостью духа, рожденной подвигом, гораздо сложнее.

Костюм не превратит, конечно, человека в зомби. Но в этом стремлении бросить вызов потустороннему миру мне видится полудетская бравада: «Я вас не боюсь. Я сам большой и сильный». Это как в школе матом ругаться – кажется, что признак взрослости, а на самом деле – проявление незрелости. Так и с костюмами этими.

Все заигрывания с потусторонними силами боком выходят горе-игрокам. Христос побеждает и смерть, и ад, и зло. И христианин должен быть духовным воином. Он в курсе, что падшие духи в мире есть, но воевать хочет на стороне добра. А мудрый воин оружием просто так не машет и вызов без нужды не бросает.

- Почему в Православии нет такого интересного и стильного праздника, чтобы молодежь увлечь?

– Я не уверен, что в Православие кого-то нужно увлекать, даже стильными праздниками. Как, впрочем, не уверен, что маски нечестии, черепа и тыквы имеют какое-то отношение к стилю. Искусственность вообще не привлекательна, особенно в наше время, когда и без того хватает имитаций и подмен. Мы такие, какие мы есть. Не надо из Православия красивый лубок делать, оно о другом.

Молодежь ведь так хочет свободы, независимости, творчества. Так в чем же дело? Ведь у нас много важных событий и Евангельской, и Отечественной истории. Создавайте, творите и не ждите, когда красивые традиции и добрые обычаи принесут вам извне. Гораздо интереснее ведь быть настоящими носителями отечественной культуры, чем проводниками чужих идей и обычаев.

zen.yandex.ru/media/11ecu

Поделиться в: