Выставка к 300-летию Синодального хора открывается в Государственном центральном музее современной истории России
18 ноября 2021 года в Государственном центральном музее современной истории России при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы начинает работу выставка «Глагол таинственный небес», посвященная 300-летию Московского Синодального хора. Экспозиция подготовлена Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество», Российским национальным музеем музыки и Фондом содействия возрождению Синодального хора.
В преддверии открытия 16 ноября состоялся предпоказ.
С предстоящим открытием грандиозной экспозиции ее организаторов и участников поздравил мэр Москвы С.С. Собянин. Приветствие огласил руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков.
Глава Фонда «Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова отметила, что единодушие и мудрость коллег-организаторов и участников позволили осуществить этот масштабный проект. Выставка «Глагол таинственный небес» возрождает из забвения имена уникальных композиторов, создававших свои произведения на рубеже веков. Это было время расцвета Синодального хора, находившегося под покровительством великокняжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Феодоровны. «Выставка открывается в пяти залах исторического здания в центре столицы. Она дает глубокий экскурс в историю хора, начиная с XIV века», — отметила А.В. Громова.
Директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов в приветственном слове поздравил присутствовавших с открытием экспозиции.
Высокий уровень и значимость выставочного проекта отметила статс-секретарь, заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова.
Событие приурочено к 130-летию присоединения к Православию преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и 130-летию назначения великого князя Сергея Александровича на пост московского генерал-губернатора. Синодальный хор и Синодальное училище церковного пения с 1890-х годов находились под покровительством великокняжеской четы. Супруги организовывали благотворительные концерты, поддерживали талантливую молодежь, заботясь о том, чтобы училище готовило церковно просвещенных музыкальных деятелей, опытных и высокопрофессиональных регентов церковных хоров. Великокняжеская чета также принимала участие в дальнейшей судьбе выпускников Синодального училища, способствуя реализации их таланта.
На рубеже XIX-XX веков Синодальный хор достиг наивысшего расцвета и вел активную концертную и гастрольную деятельность, сотрудничал с П.И. Чайковским, С.В. Рахманиновым, А.Д. Кастальским, А.Т. Гречаниновым, П.Г. Чесноковым, А.К. Никольским и другими композиторами. Синодальный хор стал настоящей творческой лабораторией, где развивалось новое духовно-музыкальное направление, в основе которого было обращение к отечественному наследию церковного пения. Это направление подчеркивалось и в костюмах: к 1909 году «парады» хористов были выполнены в древнерусском стиле по эскизам В.М. Васнецова. Певческий коллектив сопровождал значимые государственные и церковные события не только в России, но и за рубежом, выполняя важную просветительскую миссию. В годы Первой мировой войны Синодальный хор принимал участие в молебнах о русской армии, давал благотворительные концерты, пел на освящении создаваемых для нужд фронта учреждений и лазаретов.
Выставка «Глагол таинственный небес» открывает новые страницы истории этого выдающегося хорового коллектива, традиции которого продолжаются в наши дни.
Первый зал экспозиции посвящен истории хора в XIV-XVI веках; здесь, в частности, можно ознакомиться с первыми изображениями хора. В середине осмотра — рассказ о композиторах, сотрудничавших с Синодальным хором, в последнем зале рассказывается о творческом взлете хора и гастролях в десятках стран мира.
«Хоровое пение является самой древней формой искусства. Слова можно поменять местами — смысл их не изменится, а в музыке от перестановки нот мелодия изменяется. Воспроизвести мелодии по нотам можно лишь с XV века», — отметил автор книги об истории Синодального хора К.П. Ковалев-Случевский.
До 1589 года Синодальный хор был хором Киевских, затем Владимирских и Московских митрополитов. При учреждении в России Патриаршества хор переименовали в Патриарший. Первоначально в состав хора Патриарших певчих дьяков, от которых ведет историю Синодальный хор, входили только мужчины. В XVII веке он одним из первых освоил пришедшую с запада линейную нотацию и партесное пение («пение по партиям»).
В настоящее время в составе коллектива — 80 человек. Помимо участия в торжественных богослужениях Московский Синодальный хор выступает с концертными программами. В географию выступлений Синодального хора входят более 40 стран по всему миру.
Кроме концертов (которые начались с XVIII века) хор ежедневно участвует в богослужениях в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
«С 2011 года по благословению Патриарха тружусь над возрождением Московского Синодального хора, — рассказал художественный руководитель хорового коллектива Алексей Пузаков. — До этого управлял хором Третьяковской галереи. Искусство хора связано с Православием. Церковное искусство связано с Преданием, прикасаясь к которому, очищается сердце».
Выставка проходит по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона.
Для посетителей экспозиция откроется 18 ноября по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 21. Выставка продлится до 23 января 2022 года, сообщает сайт Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
19 ноября 2021 г.