Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Зарею Духа облистаемь…»

В жизни преподобного Максима Грека удивительным образом оставили свой след и традиции Византийской империи, и культура Возрождения, и нравы Московской Руси.

 

Максим , в миру Михаил Триволис, родился в 1470 г. от благочестивых и богатых родителей Мануила и Ирины, греческого происхождения, почему и получил прозвание «Грек». Его родным городом была греческая Арта.  Отец его был важным сановником и отличался чистотою православной веры, потому и Михаила  воспитал в глубоком благочестии.

Первоначальное образование Михаил  получил от своего отца,  так как  в то время с падением Константинополя и порабощением всех греческих областей под игом магометан были уничтожены и все училища. В дальнейшем Михаил получил блестящее образование. Он слушал лекции в университетах Болоньи, Падуи, Феррары, Милана и побывал в парижской Сорбонне, в совершенстве изучил древнегреческий, латынь, французский и итальянский языки.  В Италии среди друзей молодого человека был философ Джованни Пико делла  Мирандола и знаменитый издатель Мануций Альд. Но не только культура Италии повлияла на молодого человека. Он оказался свидетелем одного из ярких моментов ее религиозной жизни – проповедей Савонаролы, который гневно обличал развратного и честолюбивого Папу Римского Александра VI Борджиа. За Савонаролой шли толпы людей. Популярность проповедника была велика, но далеко не всем были угодны речи о том, что следует вести праведную жизнь, искоренять грехи и избегать излишеств. Впоследствии Савонарола  будет сожжен во Флоренции.

На Михаила его обличения произвели большое впечатление. Не имея возможности учиться у бесстрашного доминиканца, Михаил, по-видимому, решил по крайней мере найти возможность общаться с его единомышленниками и учениками и напитаться атмосферой монастыря, в котором Савонарола был настоятелем. И вот Михаил, православный грек, становится послушником во флорентийском монастыре св. Марка!

 Пораженный жизнью Савонаролы, Михаил искал в доминиканском монастыре благочестия, которого, возможно, не видел на своей разоренной турками родине.  Но вскоре он убедился, что пороки есть и здесь. После двух лет монастырской жизни Михаил решает уехать из Италии. Отныне он хочет вести монашескую жизнь в лоне родной Православной Церкви и отправляется на Афон.

В 1505 г. Михаил принял постриг с именем Максима в Ватопедском монастыре, богатая библиотека которого послужила для него новым источником знаний. Он прожил на Афоне около 10 лет и успел заслужить славу просвещенного и умудренного в книжных делах инока. В 1515 г. великий князь Московский Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода духовных книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него энергичного,  известного своей ученостью Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но, поскольку монахи ручались за него, отправился в Москву и был встречен там с большой честью.  

Его поселили в Чудовом монастыре, недалеко от царских палат. Впервые за сто лет открыли хранилище царской библиотеки, и Максим  начал переводить. Он не знал русского, поэтому ему дали помощников. Максим переводил текст с греческого на латынь, а они с латыни «перетолмачивали» на русский.  Таким образом, он сделал опись книгам богатой великокняжеской библиотеки, исправлял по поручению князя богослужебные книги.

Когда монах закончил данную ему работу, царь отказался отпустить его на Афон: разве можно было лишить государство такого образованного человека? Так знания, к которым Максим стремился с молодости, обернулись для него утратой ставшего родным Афона. Он переводил без конца, и в одном из писем признавался, что у него нет времени даже для того, чтобы дышать.

Не замедлили объявиться и недоброжелатели. А тут еще Максим, подобно увлекшему его в юности Савонароле, стал бесстрашно обличать царя за то, что он хотел развестись с бездетной женой Соломонией  и жениться на Елене Глинской. Соломонию насильно постригли в Рождественском монастыре, Елена Глинская стала царицей и родила будущего царя Иоанна Грозного. А Максима как неугодного царю и митрополиту Даниилу отправили в ссылку в Иосифо-Волоцкий монастырь. Его отлучили от Причастия, лишили возможности посещать церковь, читать и писать. Наказание было суровым, да и обвинение нашли ему под стать: якобы Максим умышленно искажал суть Священного Писания при переводе.

Он был абсолютно один в темном и сыром подземелье. Шесть лет провел страдалец в сырой, тесной, смрадной и угарной келлии. Единственное, что он мог делать, – это молиться. «Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа, о том, что страдаешь без правды…», – писал инок Максим самому себе. Он не роптал, не злился на своих обвинителей, но смиренно переносил тяготы, которые Бог определил ему в этой жизни. И Господь не оставил страдальца без утешений.

Потом Максима перевели в Тверь. Игумен местного монастыря Акакий разрешал Максиму читать и писать. Вскоре, после 13 лет отлучения от Церкви, ему было разрешено причаститься.

Ставший царем Иоанн Грозный около 1548 г. повелел освободить Максима Грека из заточения и разрешил ему поселиться в Троице-Сергиевой Лавре.  Это было благом, но сокровенное желание переводчика – вернуться в Ватопедский монастырь и там закончить свою земную жизнь – не исполнилось. Максим Грек прожил в Лавре всего несколько лет. В 1556 г. 3 февраля он отошел ко Господу. Канонизирован он был недавно – в 1988 г. Мощи преподобного пребывают в Троице-Сергиевой Лавре, а сам он, грек по происхождению, долгое время проживший и проучившийся в Италии, входит в собор Радонежских святых и воспринимается как русский святой.

Подготовила Наталия Бондаренко


 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: