Учителя духовной жизни
Мастером с древности называли человека, который опытным путем изучил ремесло, получил какой-то навык. К нему стремились в ученики, чтобы не в сухой теории, но на практике перенять этот опыт. Настоящим мастером духовного делания можно назвать преподобного Варсонофия Великого – подвижника VI века – и ученика его – преподобного Иоанна Пророка. Их память Церковь празднует в один день – 19 февраля.
Степени духовного совершенства
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк подвизались в монастыре аввы Серида, в Палестине, близ города Газы. Мы находим упоминание об их подвигах и мудрых наставлениях в «Душеполезных поучениях» аввы Дорофея.
Преподобный Варсонофий родился в Египте, с юных лет он стал вести жизнь подвижническую. Придя в обитель аввы Серида, он устроил себе малую келлию – пещеру – вблизи монастыря. Позднее в этой келлии 18 лет (вплоть до своей кончины) прожил ученик аввы Варсонофия, преподобный Иоанн. Он подражал своему учителю в безмолвии, подвигах и за дар прозорливости получил прозвание Пророк.
Через некоторое время преподобный Варсонофий перешел в другую келлию – более тесную – тоже близ монастыря. Удалившись от людей, питаясь только хлебом и водой, преподобный в безмолвии провел 50 лет в трудах и подвигах.
Святой достиг высокой степени духовного совершенства и стал служить духовной пользе ближних. Свои ответы вопрошавшим святой Варсонофий передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему давать ответы, а также через игумена авву Серида, который записывал ответы святого. Следуя наставлениям преподобного Варсонофия, также Иоанн достиг вершины совершенства. Но по своему смирению всех, обращавшихся непосредственно к нему с вопросами, он отсылал к авве Варсонофию.
Многое провидел и предсказал преподобный Иоанн, в том числе и свою кончину, последовавшую за кончиной аввы Серида. Молодой игумен того монастыря Елиан умолил преподобного пожить еще хотя бы две недели, чтобы научить его уставу и управлению монастырем. Преподобный Иоанн исполнил его просьбу. Преподобный Варсонофий Великий пережил своего ученика и друга.
Благодатные дары
В ответах преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка не только раскрываются тайны и тонкости духовной жизни, в них мы видим свидетельство опытности и восхождения этих святых. Недаром они стали руководителями не только для современников, но и последующих поколений.
Подвигом поста, безмолвия, хранения сердца, непрестанной молитвы преподобный Варсонофий достиг высоты смирения, рассуждения и огненной любви. Святой знал сердечные расположения, поэтому наставлял сообразно с устроением каждого. Именем Господа он воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелял безнадежных больных; вещи, им освященные, подавали помощь. По молитве преподобного Варсонофия Бог посылал дождь на землю, снимая Свой гнев с множества людей; предсказания преподобного всегда исполнялись.
Наследие старцев
Свидетельства о жизни, подвигах святых сохранились в рукописях. В славянских списках XV–XVII веков находим их наставления в форме ответов на вопросы. В XVIII веке стараниями преподобного Паисия Величковского были найдены на Афоне наиболее полные две древнейшие пергаментные греческие рукописи преподобных Варсонофия и Иоанна. Они были при жизни старца Паисия переведены на молдавский и славянский языки. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в XIX веке старцами Оптиной пустыни.
Ответ великого старца брату, когда он помыслил никому ничего не приказывать, но ограничиться одним попечением о себе самом:
– Чем более пишу тебе, брат, тем более старайся вникать в написанное и не разоряй (моих советов): они даются тебе разумно и от благоустроенной души.
Ты знаешь, брат, что если кто не переносит досад, не узрит и славы; и если не очистится от желчи, не ощутит сладости. Ты вступил в среду братии и различных случаев, дабы быть разжженным и испытанным, а золото испытывается не иначе, как огнем. Отнюдь ничего не назначай себе (как непременное правило), ибо чрез это ты подвергнешь себя брани и попечениям; но со страхом Божиим испытывай, что прилично времени, и ничего не делай с досадой; сколько возможно, удаляйся от гнева, старайся быть для всех полезным примером; не суди и не осуждай никого, но вразумляй как искренних твоих братий, и особенно возлюби искушающих тебя, так как и я много раз оказывал любовь искушавшим меня. Если вникнем, то найдем, что они-то и приводят нас в преуспеяние.
Не назначай себе ничего. Будь послушен и смирен и ежедневно испытывай себя; ибо и пророк, означая это ежедневное (самоиспытание), говорил: И рех: ныне начах (Пс. 76, 11), и Моисей: И ныне, Израилю (Втор. 4, 1). Того же «ныне» держись и ты.
Если же и нужно тебе будет приказать кому-нибудь, испытай прежде помысл твой, не по смущению ли хочешь это сделать; и когда видишь, что сие не принесет пользы, удержи (сей помысл) под языком твоим, тотчас обращаясь мыслью к Тому, Который сказал: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф. 16, 26). Притом знай, брат мой, что всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все вражеское бывает со смущением и мятежом. Хотя (бесы) и показываются облеченными в одежду овчую, но, будучи внутренне волками хищными, обнаруживаются посредством наводимого ими смущения; ибо сказано: от плод их познаете их (Мф. 7, 16). Да вразумит Господь всех нас, чтобы не увлечься (мнимою) их правдою: вся бо Ему нага и объявлена (Евр. 4, 13).
Итак, возлюбленный! Все, что от тебя зависит, делай, представляя страх Божий пред очами твоими, и приноси благодарение Господу; Ему слава, и честь, и держава, и власть во веки, аминь.
19 февраля 2022 г.