Научиться быть с Богом
На страницах нашей газеты священнослужители Покровской епархии продолжают отвечать на вопросы о Боге, Церкви и православной вере. Возможно, кому-то они покажутся распространенными и обыденными. Но не будем слишком строги, ведь их задают верующие дети, которые тоже хотят получить разъяснение о духовной жизни.
Отвечает настоятель храма в честь Воскресения Христова г. Покровска (Энгельса) протоиерей Александр Милованов:
Как научиться понимать службу?
— Богослужение — это молебное пение и чтение слова Божия, совершаемое по определенному чину и уставу священнослужителями и общиной преимущественно в храме. Цель богослужения — благодарение Бога за ниспосланные милости, укрепление веры и настрой на покаянное, молитвенное чувство. Но главное — через службу мы соединяемся с Самим Христом.
Православное богослужение исторично и показывает нам важнейшие события, произошедшие до и после пришествия Христа. Чтобы понимать службу, нужно для начала разобраться в Священном Писании. Представьте на пару минут, что мы находимся на православной всенощной. Вот открыты царские врата, священник в полном молчании совершает каждение, а далее звучит возглас, прославляющий Святую Троицу. Человек, знающий библейский текст, сразу вспоминает, что эти действия означают сотворение мира в совершенном молчании, после чего раздалось слово Божие. Затем священник с кадилом обходит храм, в это время звучит 103-й псалом, повествующий о творении мира, а само присутствие священника среди людей напоминает о том, как люди находились в раю рядом с Богом. Потом священник входит в алтарь, пение псалма завершается, врата закрываются, символизируя грехопадение прародителей Адама и Евы и их изгнание из рая. Ектения говорит о прошениях, которые возносил Богу Адам.
Каждое действие имеет смысл и напоминает о каком-то важном событии, поэтому если человек не знает Священного Писания, то ему, конечно, сложно понять богослужение. И это только малая часть всей службы, но мы видим ее глубину, огромную смысловую нагрузку и значение. Человеку, начинающему свое воцерковление, важно понять, что все богослужение имеет символический смысл и что богослужение всегда будет радовать взыскующего обретением богопознания и богообщения.
Я бы посоветовал изучить литературу, которая объясняет службу. В первую очередь, следует прочитать замечательный учебник протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». А тем, кто решил более подробно познакомиться с богослужением, я бы порекомендовал найти «Настольную книгу священнослужителя». В советское время издание было сопряжено с множеством трудностей, а перед авторским коллективом стояла непростая задача — кратко, но емко дать необходимую информацию, как для пастырей, так и для верующих. В итоге получился многотомный сборник, ставший настоящей православной энциклопедией.
Но все это касается теоретической подготовки, а должна быть еще и практическая — участие в богослужении. Вспомним, как послы святого равноапостольного князя Владимира, вернувшись из православной Византии, сказали: «Мы не знаем, где были — на небе или на земле!». По сути, богослужение является богообщением. Человек, возносящий молитвы к Богу, привлекает к себе благодать Божию: Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18, 20). И основная цель христианина, приходящего на богослужение, — проявить к Богу любовь и ощутить присутствие Его любви, благодати Святого Духа, незримо совершающей в душе глубинные перемены.
Часто люди говорят: «Я не хожу в храм, потому что не знаю и не понимаю, что там происходит». Такие мысли вкладывает в человека тот, кому ненавистно прославление Бога, — лукавый. А богослужение совершается в раю, и если мы не полюбим его в земной жизни, то не сможем сделать этого и в жизни грядущей. Наше спасение также немыслимо без богообщения, которому мы учимся именно в храме. Поэтому, чтобы понимать службу, нужно приложить усилия: духовные — побороть лень и навязываемую извне неприязнь к Богу, интеллектуальные — ознакомиться с текстом богослужения, канонами, отрывками из Священного Писания и Апостола, которые будут читать на службе, и физические — преодолеть свою немощь. Результатом этого труда будет радость и благодать Святого Духа.
Отвечает настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая с. Дьяковка протоиерей Димитрий Шевченко:
Почему храм называют «Небом на земле»?
— Православные христиане собираются в храме для участия в совместной молитве, в богослужении, в главных Таинствах — Крещении, через которое человек становится членом Церкви, Исповеди и Причастии. Обратим на эти Таинства особое внимание.
Главное предназначение человека — наследовать Царствие Небесное, то есть стать достойным наследником Бога. Но первые люди не смогли сделать этого, потому что нарушили главное условие — быть послушными Богу во всем.
Родители хотят видеть своих детей достойными наследниками и прилагают все усилия, чтобы ребенок вырос полноценным, самостоятельным и счастливым человеком. Ведь вне семьи малыш не приспособлен к жизни, его нужно учить, растить и воспитывать, то есть помогать ему становиться взрослым.
Адам и Ева, живя в раю, духовно находились в младенческом состоянии. Наши прародители были созданы по образу и подобию Божию, но в чем оно заключалось? Подобие было заложено в людях, как зерно, которое они должны были в себе возрастить — стать достойными наследниками. Адам и Ева должны были слушать Бога, как дети слушают родителей, воспитываться у Него и становиться взрослыми. Такая возможность была у них в раю — в месте, которое сотворил и в котором постоянно присутствовал Бог. Его присутствие было необходимо, как и присутствие родителей рядом с маленькими детьми.
В раю находилось дерево жизни, и его плоды давали людям жизнь. Это дерево символизировало постоянное присутствие Бога, ведь если человек будет всегда рядом с Господом, он будет иметь жизнь вечную, не умрет. При этом Адам и Ева были наделены свободной волей. Почему? Потому что исполнить свое предназначение и стать наследником Бога может только свободный человек. Господь подчеркнул эту свободу, посадив в раю дерево добра и зла, означающее отсутствие Творца и сознательное желание человека жить без Него.
Вкушая плоды от этого дерева, первые люди тем самым отказались от воспитания, от своего Родителя. Итогом ослушания или грехопадения Адама и Евы стала болезнь, а в конце концов и смерть. От смерти и рабства греху человека освобождает Иисус Христос. Он создал Церковь, в которой действует благодать Святого Духа. Мы знаем, что после Своего воскресения Христос пообещал никогда не покидать своих учеников. Но на сороковой день Он уходит: Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). На пятидесятый день Господь посылает ученикам Святого Духа, который действует в спасительных таинствах. И Церковь называют «Небом на земле» потому, что здесь постоянно присутствует Господь, а человек получает возможность быть рядом с Ним, исполнить свое предназначение и получить воспитание, став достойным наследником Бога.
Что такое Библия и зачем ее читать?
— В переводе с греческого языка слово Библия означает «книги». Мы знаем, что Библия состоит из множества книг и имеет два главных раздела: Ветхий и Новый Заветы.
Ветхий Завет написан святыми пророками из еврейского народа, а Новый Завет — апостолами после пришествия, смерти, воскресения, вознесения Иисуса Христа. Библию называют еще Священным или Богодухновенным Писанием, потому что она создана благодатью Святого Духа.
Отличительной чертой Библии является содержание, которое не придумано людьми. В связи с этим многое, что изложено в Библии, кажется нам непонятным и необъяснимым. Это неудивительно, ведь в Священном Писании представлена не человеческая модель мировоззрения, а данная свыше, от Бога.
Зачем читать Библию? А зачем вообще читать книги? Для того чтобы чему-то научиться. Ведь чтобы освоить какой-то предмет, который обязательно пригодится в жизни, необходимо читать специальные учебники, дополнительную литературу. Библию нужно читать, чтобы научиться правильному мировоззрению, понять, для чего мы живем, каково наше предназначение. Ответы на эти вопросы раскрываются в самой первой книге Библии, которая называется Бытие. Отсюда мы узнаем, что человек призван быть наследником Бога, поэтому он должен быть очень ответственным не только за себя, но и за окружающий мир. Вспомним, как Бог привел к первому человеку всех животных и повелел дать им имена, тем самым подтверждая ответственность человека. Бог дал первым людям всю живую и неживую природу, чтобы они сделали ее совершенной и сами стали совершенны. Таким было предназначение людей.
Потом мы узнаем, как прародители утратили Бога, но получили обещание, что придет Спаситель и поможет людям исполнить свое предназначение. Из Нового Завета мы узнаем, как в мир приходит Христос, как он напоминает людям, что болезнь и смерть есть последствие греха, и избежать смерти можно только отрекшись от него. Он призывает людей к покаянию, ведь прародители Адам и Ева так и не смогли попросить у Бога прощения.
Таким образом, Ветхий Завет говорит нам о предназначении человека и о последствиях грехопадения, а Новый Завет открывает нам знания о том, что, приняв учение Иисуса Христа, можно исполнить свое предназначение — научиться быть человеком.
Беседовала Дарья Хохлова
13 августа 2014 г.