Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Научиться быть с Богом

На страницах нашей газеты священнослужители Покровской епархии продолжают отвечать на вопросы о Боге, Церкви и православной вере. Возможно, кому-то они покажутся распространенными и обыденными. Но не будем слишком строги, ведь их задают верующие дети, которые тоже хотят получить разъяснение о духовной жизни.


Отвечает настоятель храма в честь Воскресения Христова г. Покровска (Энгельса) протоиерей Александр Милованов:

Как научиться понимать службу?

— Богослужение — это молебное пение и чтение слова Божия, совершаемое по определенному чину и уставу священнослужителями и общиной преимущественно в храме. Цель богослужения — благодарение Бога за ниспосланные милости, укрепление веры и настрой на покаянное, молитвенное чувство. Но главное — через службу мы соединяемся с Самим Христом.

Православное богослужение исторично и показывает нам важнейшие события, произошедшие до и после пришествия Христа. Чтобы понимать службу, нужно для начала разобраться в Священном Писании. Представьте на пару минут, что мы находимся на православной всенощной. Вот открыты царские врата, священник в полном молчании совершает каждение, а далее звучит возглас, прославляющий Святую Троицу. Человек, знающий библейский текст, сразу вспоминает, что эти действия означают сотворение мира в совершенном молчании, после чего раздалось слово Божие. Затем священник с кадилом обходит храм, в это время звучит 103-й псалом, повествующий о творении мира, а само присутствие священника среди людей напоминает о том, как люди находились в раю рядом с Богом. Потом священник входит в алтарь, пение псалма завершается, врата закрываются, символизируя грехопадение прародителей Адама и Евы и их изгнание из рая. Ектения говорит о прошениях, которые возносил Богу Адам.

Каждое действие имеет смысл и напоминает о каком-то важном событии, поэтому если человек не знает Священного Писания, то ему, конечно, сложно понять богослужение. И это только малая часть всей службы, но мы видим ее глубину, огромную смысловую нагрузку и значение. Человеку, начинающему свое воцерковление, важно понять, что все богослужение имеет символический смысл и что богослужение всегда будет радовать взыскующего обретением богопознания и богообщения.

Я бы посоветовал изучить литературу, которая объясняет службу. В первую очередь, следует прочитать замечательный учебник протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». А тем, кто решил более подробно познакомиться с богослужением, я бы порекомендовал найти «Настольную книгу священнослужителя». В советское время издание было сопряжено с множеством трудностей, а перед авторским коллективом стояла непростая задача — кратко, но емко дать необходимую информацию, как для пастырей, так и для верующих. В итоге получился многотомный сборник, ставший настоящей православной энциклопедией.

Но все это касается теоретической подготовки, а должна быть еще и практическая — участие в богослужении. Вспомним, как послы святого равноапостольного князя Владимира, вернувшись из православной Византии, сказали: «Мы не знаем, где были — на небе или на земле!». По сути, богослужение является богообщением. Человек, возносящий молитвы к Богу, привлекает к себе благодать Божию: Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18, 20). И основная цель христианина, приходящего на богослужение, — проявить к Богу любовь и ощутить присутствие Его любви, благодати Святого Духа, незримо совершающей в душе глубинные перемены.

Часто люди говорят: «Я не хожу в храм, потому что не знаю и не понимаю, что там происходит». Такие мысли вкладывает в человека тот, кому ненавистно прославление Бога, — лукавый. А богослужение совершается в раю, и если мы не полюбим его в земной жизни, то не сможем сделать этого и в жизни грядущей. Наше спасение также немыслимо без богообщения, которому мы учимся именно в храме. Поэтому, чтобы понимать службу, нужно приложить усилия: духовные — побороть лень и навязываемую извне неприязнь к Богу, интеллектуальные — ознакомиться с текстом богослужения, канонами, отрывками из Священного Писания и Апостола, которые будут читать на службе, и физические — преодолеть свою немощь. Результатом этого труда будет радость и благодать Святого Духа.

8-1 о Дмитрий.jpgОтвечает настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая с. Дьяковка протоиерей Димитрий Шевченко:

Почему храм называют «Небом на земле»?

— Православные христиане собираются в храме для участия в совместной молитве, в богослужении, в главных Таинствах — Крещении, через которое человек становится членом Церкви, Исповеди и Причастии. Обратим на эти Таинства особое внимание.

Главное предназначение человека — наследовать Царствие Небесное, то есть стать достойным наследником Бога. Но первые люди не смогли сделать этого, потому что нарушили главное условие — быть послушными Богу во всем.

Родители хотят видеть своих детей достойными наследниками и прилагают все усилия, чтобы ребенок вырос полноценным, самостоятельным и счастливым человеком. Ведь вне семьи малыш не приспособлен к жизни, его нужно учить, растить и воспитывать, то есть помогать ему становиться взрослым.

Адам и Ева, живя в раю, духовно находились в младенческом состоянии. Наши прародители были созданы по образу и подобию Божию, но в чем оно заключалось? Подобие было заложено в людях, как зерно, которое они должны были в себе возрастить — стать достойными наследниками. Адам и Ева должны были слушать Бога, как дети слушают родителей, воспитываться у Него и становиться взрослыми. Такая возможность была у них в раю — в месте, которое сотворил и в котором постоянно присутствовал Бог. Его присутствие было необходимо, как и присутствие родителей рядом с маленькими детьми.

В раю находилось дерево жизни, и его плоды давали людям жизнь. Это дерево символизировало постоянное присутствие Бога, ведь если человек будет всегда рядом с Господом, он будет иметь жизнь вечную, не умрет. При этом Адам и Ева были наделены свободной волей. Почему? Потому что исполнить свое предназначение и стать наследником Бога может только свободный человек. Господь подчеркнул эту свободу, посадив в раю дерево добра и зла, означающее отсутствие Творца и сознательное желание человека жить без Него.

Вкушая плоды от этого дерева, первые люди тем самым отказались от воспитания, от своего Родителя. Итогом ослушания или грехопадения Адама и Евы стала болезнь, а в конце концов и смерть. От смерти и рабства греху человека освобождает Иисус Христос. Он создал Церковь, в которой действует благодать Святого Духа. Мы знаем, что после Своего воскресения Христос пообещал никогда не покидать своих учеников. Но на сороковой день Он уходит: Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). На пятидесятый день Господь посылает ученикам Святого Духа, который действует в спасительных таинствах. И Церковь называют «Небом на земле» потому, что здесь постоянно присутствует Господь, а человек получает возможность быть рядом с Ним, исполнить свое предназначение и получить воспитание, став достойным наследником Бога.

Что такое Библия и зачем ее читать?

— В переводе с греческого языка слово Библия означает «книги». Мы знаем, что Библия состоит из множества книг и имеет два главных раздела: Ветхий и Новый Заветы.

Ветхий Завет написан святыми пророками из еврейского народа, а Новый Завет — апостолами после пришествия, смерти, воскресения, вознесения Иисуса Христа. Библию называют еще Священным или Богодухновенным Писанием, потому что она создана благодатью Святого Духа.

8-3.jpgОтличительной чертой Библии является содержание, которое не придумано людьми. В связи с этим многое, что изложено в Библии, кажется нам непонятным и необъяснимым. Это неудивительно, ведь в Священном Писании представлена не человеческая модель мировоззрения, а данная свыше, от Бога.

Зачем читать Библию? А зачем вообще читать книги? Для того чтобы чему-то научиться. Ведь чтобы освоить какой-то предмет, который обязательно пригодится в жизни, необходимо читать специальные учебники, дополнительную литературу. Библию нужно читать, чтобы научиться правильному мировоззрению, понять, для чего мы живем, каково наше предназначение. Ответы на эти вопросы раскрываются в самой первой книге Библии, которая называется Бытие. Отсюда мы узнаем, что человек призван быть наследником Бога, поэтому он должен быть очень ответственным не только за себя, но и за окружающий мир. Вспомним, как Бог привел к первому человеку всех животных и повелел дать им имена, тем самым подтверждая ответственность человека. Бог дал первым людям всю живую и неживую природу, чтобы они сделали ее совершенной и сами стали совершенны. Таким было предназначение людей.

Потом мы узнаем, как прародители утратили Бога, но получили обещание, что придет Спаситель и поможет людям исполнить свое предназначение. Из Нового Завета мы узнаем, как в мир приходит Христос, как он напоминает людям, что болезнь и смерть есть последствие греха, и избежать смерти можно только отрекшись от него. Он призывает людей к покаянию, ведь прародители Адам и Ева так и не смогли попросить у Бога прощения.

Таким образом, Ветхий Завет говорит нам о предназначении человека и о последствиях грехопадения, а Новый Завет открывает нам знания о том, что, приняв учение Иисуса Христа, можно исполнить свое предназначение — научиться быть человеком.

Беседовала Дарья Хохлова

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: