В Храме Христа Спасителя прошла конференция, посвященная исследованию традиции русского исихазма
28 января 2014 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве в рамках Рождественских чтений состоялась научная конференция «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику».Работу форума возглавил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.
В своем приветственном слове владыка Климент обратил внимание на то, что исихазм расцвел в России благодаря прп. Сергию Радонежскому и его ученикам и последователям. Так, святой Пафнутий Боровский, хотя не был близок преподобному Сергию по земной жизни, но по духу был продолжателем его традиции умного делания, устроения монашеской жизни. Многие подражали прп. Сергию, и до конца XVII столетия монашество развивалось, не прерывалась традиция безмолвия.
Петр Первый секуляризировал общество и нанес удар по монашеству. Первая попытка систематизации исихазма принадлежит свт. Игнатию Брянчанинову. Более полное изложение исихазма сделал свт. Феофан Затворник, который был тесно связан с афонскими аскетами и многое из духовной практики перенял у них. Анализ святоотеческих текстов дает основание считать его проповедником исихазма. Святитель провозглашает внутреннее и решительное отречение от мира для большего внимания к внутреннему миру, затем призывает непрестанно молиться, не увлекаясь внешними приемами, но старясь достичь умной молитвы — от ума и сердца. Борьба с помыслами и непрестанное совершенствование, достижение глубокого внутреннего безмолвия для полного соединения с Богом — это путь святости по свт. Феофану Затворнику, к которому призван каждый христианин.
Епископ Скопинский и Шацкий Владимир отметил актуальность темы конференции в связи с юбилеем прп. Сергия Радонежского в 2014 году и свт. Феофана Затворника в 2015 году. Преподобный Сергий не оставил письменного наследия, но оставил целую школу учеников, которые распространили по всей Руси принципы монашеской жизни. И в XIX веке написал цикл работ по христианской нравственности свт. Феофан Затворник, заключительно произведение из которого — «Путь ко спасению» — энциклопедия духовно-нравственного совершенствования. Святитель также полагал существом христианской жизни богообщение: регулярно прибегая к таинству покаяния, непрестанно творить молитву, только от нее есть «жизни духа». По мнению владыки Владимира, конференция свидетельствует о повышении интереса к исихазму и будет способствовать дальнейшему изучения творений свт. Феофана.
На конференции выступили:
- М.В. Бибиков, ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, заведующий Центром истории восточно-христианской культуры Института всеобщей истории РАН, д.и.н., — «Традиции византийского мистицизма и паламизм»;
- М.Н. Громов, главный научный сотрудник сектора истории русской философии Института философии РАН, д.ф.н., — «Слово и молчание в русской духовной традиции»;
- Н.Н. Лисовой, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, д.и.н., — «Исихастские традиции в Русской Церкви XIX столетия»;
- игумен Адриан (Пашин), секретарь Ученого совета, преподаватель Московской духовной академии, кандидат богословия, к.ф.-м.н., — «Исихия и богословие»;
- А.П. Козырев, доцент, зам. декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ф.н., — «Исихазм и русская философии»;
- В.М. Кириллин, заведующий кафедрой русской литературы МДА, профессор, д.фил.н., — «Исихазм и русская литература конца XIV — начала XVI веков»;
- архимандрит Зосима (Шевчук), настоятель Георгиевского храма г. Владимира, ответственный за духовное окормление молодежи г. Владимира отдела по делам молодежи Владимирской епархии, преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, доцент Шуйского государственного педагогического университета, — «Преемственность традиций исихазма от свт. Григория Паламы до свт. Феофана Затворника»;
- архимандрит Маркелл (Павук), преподаватель Киевской духовной академии, кандидат богословия, — «Учение о страстях и способах борьбы с ними в сочинениях протоиерея Думитру Станилоае и русских подвижников благочестия XIX века: сравнительный анализ»;
- иерей Димитрий Фетисов, преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, — «Учение свт. Феофана Затворника о свободе воли человека в контексте европейской персонологии конца XIX — первой половины ХХ веков»;
- А.Б. Хохлова, преподаватель кафедры теологии и религиоведения Курского государственного университета., к.п.н., — «Проблема знания в духовном опыте преподобного Сергия Радонежского и обоснование духовного познания в трудах святителя Феофана Затворника»;
- В.В. Каширина, член Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, преподаватель Российской академии художеств, д.фил.н., — «Дореволюционные работы студентов Московской духовной академии о свт. Феофане Затворнике».
28 января 2014 г.
Поделиться в: