Притецем к Богородице
Матерь Божия всегда слышит и приходит на помощь – в этом убеждается каждый, кто обращается к Ней в молитве. Царица Небесная, Заступница усердная, Матушка Богородица – не счесть возвышенных и трепетных, поэтических и нежных обращений верующего сердца к Матери всех христиан – Деве Марии. Но еще больше – Ее икон, святых образов Пресвятой Богородицы, а значит, и памятных дат в Ее честь. Тому подтверждение – наш июльский календарь.
«Тихвинская»: икона-путешественница
Авторство первого образа «Тихвинской» тоже приписывают апостолу Луке. Согласно преданию, до V века она пребывала в Иерусалиме, а потом была перенесена в Константинополь, где для нее построили Влахернский храм. За 70 лет до взятия турками Константинополя икона исчезла оттуда и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления святыни построили храм в честь Успения Богородицы, позже там основали мужской монастырь.
В 1613-1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить обитель, но заступлением Божией Матери она оставалась нерушима. В годы гонений на Церковь монастырь закрыли большевики. В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергей, спасая чудотворную Тихвинскую икону, увезли ее в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году владыка Иоанн завещал своему приемному сыну, протоиерею Сергию Гарклавсу, заботиться об иконе Богородицы «Тихвинская» и вернуть ее в Россию тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь.
Торжественное возвращение святыни произошло в 2004 году. После 60-летнего отсутствия святыня вернулась в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, который избрала для своего постоянного пребывания шесть столетий назад.
«Волынская»: икона-загадка
История «Волынской» иконы Божией Матери полна загадок. Насчет времени написания чудотворного образа существуют несколько предположений. Согласно одному из них, икону создали около 1289 года для кафедрального собора Луцка по заказу князя Мстислава Даниловича. Впоследствии чудотворный образ оказался в луцком храме Покрова Пресвятой Богородицы, построенном в XV веке. По другой версии, время написания иконы – начало XIV века.
Искусствоведы относят Волынскую икону к произведениям местной иконописной школы, хотя и отмечают охридское и балканское влияние. Подлинное происхождение ее неизвестно, есть предположение, что отношение к ее созданию имел выдающийся иконописец святитель Петр, будущий митрополит Московский.
Образ отличает от других изображений Матери Божией суровый силуэт Богородицы в вишнево-красном мафории. Ее скорбный взгляд с укором устремлен на молящегося, что придает образу трагическое звучание. Считается, что икону писали во времена «нашествия иноплеменных» – историческая ситуация требовала от людей мужества и готовности отдать жизнь в борьбе за мир. Матерь Божия смотрит на людей одновременно со скрытым укором и жалостью, ведь желает спасения всему человеческому роду.
9 июля 2022 г.