По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

В день Ее Рождества

Каждый двунадесятый праздник – урок для верующих людей, в каждом, кроме исторической канвы, есть общечеловеческие смыслы. Рождество Пресвятой Богородицы, которое мы отмечаем 21 сентября, открывает церковный год неслучайно. Ведь речь идет о чуде прихода человека в мир и благодарности за его рождение.

Чудо рождения

В Священной истории, на страницах Библии нас встречает множество чудес – исцеления, побед, преодоления. Они связаны со многими людьми, но источник у них один – Бог. Нередко Господь ставит праведников в такие обстоятельства, что каждому понятно – без Его помощи чуда не произошло бы. Ну не может сам по себе увидеть рожденный слепым или горстка людей победить большое войско.

Так же с Рождеством Богородицы. Всю свою жизнь праведные Иоаким и Анна ждали ребенка. И сохранили это желание до того возраста, когда люди их времени становились прадедушками и прабабушками. С любой бедой с годами легче свыкнуться, чем постоянно бередить душу несбывшейся надеждой. Это если желание не глубоко, а цель не священна. Но для народа израильского ребенок – не только частная семейная радость, но и возможный Мессия, Спаситель народа и всех людей.

Рождение любого ребенка можно назвать чудом – не было человека, и вдруг он пришел в мир. А приход в мир Богородицы – Матери Христа – чудо вселенского масштаба. «От нас через обольщение родился тлетворный яд греха – от нас через благодать должно было родиться и животворное ему противостояние. От нас получили начала проклятие и смерть – нас первых должны были коснуться благодать и жизнь», – пишет святитель Илия (Минятий).

Праведные Иоаким и Анна молились Богу всю жизнь, прося снять с них «поношение бесчадства». Когда человек получает что-то после долгих молитв, он воспринимает это не как свою заслугу или естественный ход жизни, а как дар от Бога. И стремится как-то отблагодарить за этот дар. Праведная Анна была так рада известию Архангела о рождении Девы Марии, что пообещала вырастить своего ребенка для Господа и отдать Ему на служение.

Протоиерей Андрей Ткачев проводит параллели с нашим временем: «Иоаким и Анна были долго бесплодны. Иоаким и Анна родили, наконец, дитя. Иоаким и Анна субботствовали в бесплодии. Иоаким и Анна дождались подобия воскресения, родив Матерь Иисуса. Так увенчивается священная праздность. Есть ведь праздность греховная, рожденная ленью и унынием. А есть праздность священная, рожденная мыслью о том, что не все в мире зависит от меня. Все уже сделано. Я должен покоиться и не перегружаться тем, что от меня не зависит. Это бездействие есть проявление веры и мужества перед Тем, Кто все творит правильно».

Сокровище рода

В древности семьей считали не только родителей и детей. Рожденное чадо становилось продолжением рода – его гордостью или горем. Мы чтим в этот день в лице Иоакима и Анны весь их род, подготовивший своими делами и поступками приход в мир лучшей из людей.

О жизни Ее родителей мы узнаём из церковного предания. Праведники жили в Галилейском городе Назарете. Святой Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида. Как известно, многие потомки Давида жили надеждой, что в их семье родится Мессия. Ведь Господь обещал этому славному царю, что из его рода произойдет Спаситель мира.

Праведная Анна по отцу происходила из рода первосвященника Аарона, а по матери – из потомков Иуды. Здесь стоит вспомнить, что патриарх Иаков, благословляя перед смертью своих детей, сказал Иуде: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 10), то есть не прекратится царская власть из колена Иудова, пока не придет Христос. Так в семье Богородицы переплелись царственная и священническая ветвь.

Благодарная память о чуде

Чудо мало пережить, его важно запомнить. Сведения о Рождестве Богородицы из века в век доносит до нас Предание. А в памяти нашего народа сохранилась весть о победе, которую тоже можно назвать чудесной.

21 сентября в 1380 году было особенным – день Куликовской битвы. В этой битве русские войска под предводительством благоверного князя Димитрия Донского одержали победу над монголо-татарами. Это был день первой по-настоящему великой победы нашего народа не только над внешним врагом, но и над собственными страстями. Ведь одной из главных причин монголо-татарского ига, которое было установлено на Руси в XIII веке в результате нашествия войска хана Батыя, историки называют междоусобные войны. Разъединение и вражда привели к поражению, а объединение русских княжеств вокруг Москвы для защиты от общего врага стало причиной победы.

В этот день на Куликовом поле, расположенном между реками Дон и Непрядва, в походных храмах совершали праздничную Божественную литургию. Русские воины молились Матери Божией о помощи в борьбе за свободу родной земли. А по всей Руси молились за них матери, жены и дети. И молитвы их были услышаны. Никогда еще русское воинство не знало такой битвы, когда победа давалась не числом и военным искусством, а верой в несомненную и близкую помощь Божию.

На протяжении нескольких дней оставшиеся в живых хоронили павших товарищей на месте, где впоследствии возникло село Монастырщино. Позднее здесь была возведена деревянная церковь в честь Рождества Богородицы из дубов Зеленой дубравы, которая укрывала засадный полк русских воинов. По преданию, царские врата иконостаса для храма подарил преподобный Сергий Радонежский. В середине XIX века на этом месте началось строительство каменного храма, который существует и в наши дни.

27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня поредевшее русское войско двинулось на Москву, а на Покров ликующая столица встречала победителей. Но праздник был поистине со слезами на глазах – наши предки оставили на Куликовом поле большую часть своего войска.

Благоверный князь Димитрий и его супруга построили несколько храмов в память о Куликовской битве, посвятив часть из них Рождеству Богородицы.

***

Стихира на Господи, воззвах: От Анны днесь цвет, сад Богоданный, Богородица прозябе, спасение человеков, из Неяже всех Зиждитель рождься паче ума, Адамову очищает, яко Благ, всю скверну благостию.

Перевод: От Анны в сей день Жезл, Насаждение Богом данное, – Богородица произросла, спасение людей, от Которой всех Творец, родившись превыше мысли, очищает, как благой, всю скверну Адама Своею благостию. 

***

«Когда все было кончено, увидели себя стоящими на Куликовом поле: одних – врага как не бывало! Стоящими в крови и на крови, кричащих – в рыдании, в объятьях, вне себя… Обнимались князья и крестьяне, мастеровые, бояре, воины, не спрашивая, кто тут московский, коломенский, костромской, или кто тут ярославский, смоленский, владимирский, брянский, калужский, псковский, или кто тут друцкий, ростовский и белозерский, и кто здесь полоцкий или муромский… Все едины, все свои, все русские.

И сразу вспомнили о Дмитрии – как дети вспоминают об отце, о том, кто положил всему начало…

Среди живых не видели его. Не было и среди раненых. Искали среди мертвых… Нашли в леске, под срубленной березкой: склонились двое ратных, осмотрели…

Открыл глаза; глядел напряженно, припоминая…

– Что? – спросил.

– Я брат твой, Владимир… мы победили! Ты слышишь? Мы победили!!!

Никто не мог удержаться:

– Княже, победа! Твоя победа!!!

– Нет Орды! нет Мамая!!!

Он поднимался, оживляясь… Потрясенный.

– Благословен Бог!..»

Из книги Максима Яковлева «Димитрий и Евдокия»

 

Марина Шмелева
Поделиться в: