Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

В молодежном клубе «Ладья» побеседовали об истории великопостного богослужения

24 февраля в молодежном клубе «Ладья» при Митрофановском храме Саратова состоялась беседа «История великопостного богослужения», которую провел клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова, преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Беликов. Отец Михаил начал разговор с того, что в Древней Церкви совершалось множество видов Литургий (около шестидесяти), с единым ходом последования, но различных по своей форме. До нашего времени дошли только три вида Литургии: Литургия святителя Иоанна Златоуста, Литургия святителя Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров.

Далее рассказчик перешел к самому великопостному богослужению, которое прежде всего связано с Пасхой. Первоначально в Древней Церкви возникали разногласия по поводу дня празднования великого праздника, так как существовали разные даты празднования в Восточной и Западной Церквях. Спор был разрешен в IV веке на I Вселенском Соборе, бывшем в Никее. С этого момента в христианском мире стала распространяться Александрийская пасхалия, согласно которой высчитывалась дата Пасхи: она должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния.

Первоначально первые христиане постились с вечера Великой пятницы до Пасхи; этот пост был очень строгим, без вкушения пищи и воды, и длился около 40 часов. Со II века появилась практика шестидневного поста – присоединились дни, связанные с воспоминанием страданий Иисуса Христа. И лишь в III веке массово стал появляться сорокадневный пост. Его длительность связана с тем, что Спаситель Cам постился 40 дней в Синайской пустыне, столько же дней занимала интенсивная подготовка оглашенных к таинству Крещения, в Ветхом Завете был закон о десятине, которая относилась и к духовной жизни, чтобы 1/10 времени года человек отдавал Богу. К V веку закрепилась канонически практика 40-дневного поста с присоединением Cтрастной седмицы. На его правила, в первую очередь, повлияла монастырская практика, а мир старался подражать представителям монашества.

Само по себе великопостное богослужение совершенствовалось с древних веков и сложилось в нынешнем виде только к концу I тысячелетия. В начале идут подготовительные три седмицы, которые подводят человека к Святой Четыредесятнице. На них уже поются песнопения Триоди Постной, читаются отрывки из Евангелия, рассказывающие о падении первых людей и напоминающие о грехе и Страшном Суде, появляется особое умилительное песнопение «Покаяния отверзи ми двери...». В сам пост меняется схема богослужения: отменяется всякая торжественность, цвет богослужебного облачения меняется на темный, практически не употребляется пение, вводятся великие (т.е. земные) поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина, не служится (кроме субботних и воскресных дней) полная Литургия, а вместо неё совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в которой нет проскомидии и Евхаристического канона. На первой седмице и затем на пятой седмице читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Богослужения Страстной седмицы уникальны, так как мы можем наблюдать все события последних дней земной жизни Спасителя: в воскресенье Он входит в Иерусалим и беседует с народом, в среду совершается предательство Иуды и происходит помазание Христа миром, в четверг совершается Тайная вечеря и Господь молится в Гефсиманском саду, где Его и заключают в темницу, в пятницу совершается суд, Господь движется с Крестом на место распятия, совершается казнь и смерть Спасителя. Его снимают с Креста, кладут во гроб и место запечатывают камнем, а в субботу Спаситель пребывает во гробе, сходит во ад и проповедует там.

Отец Михаил напомнил всем слушающим, что необходимо отличать цели поста – покаяние, изменение души, от средств – воздержания от пищи, увеселений и т.д. Господь сказал: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). А чтобы встать на путь совершенства, нужно бороться с грехом при помощи молитвы и поста.

Подводя итог беседы, священник отметил, что великопостное богослужение нельзя изучать в теории, «кабинетно». Понять, погрузиться и прочувствовать его можно только побывав и помолившись на службах: «Это не груз древних установок, которые не работают или изжили себя, как считали ранее и считают в настоящее время часть людей, а богатство духовного опыта святых людей, которые постным подвигом очистили себя и говорили по вдохновению Святого Духа», – подчеркнул отец Михаил.

Ребята тепло поблагодарили священника за полезную беседу, а настоятель Митрофановского храма священник Игорь Москвичев напомнил, что на первой седмице Великого поста встречи в молодежном клубе не будет.

Пресс-служба Саратовской епархии

 

Поделиться в: