Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Возрождение «Скоропослушницы»

Этот образ Пречистой Девы два десятка лет пребывал в Пантелеимоновском храме поселка Степное, и многие, приходя в храм, с недоумением спрашивали: «А почему она у вас… такая?»…

В самом деле, на икону было скорбно смотреть. Вся в рубцах от топора, лики Богородицы и Младенца уничтожены… Мясо на ней рубили или капусту? Есть иное мнение, но о нем ниже.

История иконы-мученицы известна не до конца: ясно лишь то, что это афонский образ, именуемый «Скоропослушница», что написан он был, вероятно, в конце XIX века и пребывал в одном из разрушенных храмов нашего степного Заволжья. В далеком уже 1999 году один молодой человек, житель Степного, оказался по своим делам в одном из сел Краснокутского района, и там, в каком-то сарае, случайно увидел странную доску. Поняв, что это икона, молодой человек попросил ее у хозяев, привез в Степное и отдал своей маме. Она помыла икону и принесла в церковь…

Нет, не в этот красивый храм. Его тогда еще и в мечтах не было. Была временная церковь в вагончике; в ней служил совсем молодой, начинающий священник — отец Алексий Каширин. Конечно, в те непредсказуемые годы, без опыта, без большой поддержки ему приходилось непросто, и появление иконы-мученицы он воспринял как благословение. Сама Божия Матерь в этом Своем образе – как и в сотнях тысяч других – претерпела поругание, понесла всю скорбь безбожного века… и чудесным образом вернулась в храм, пусть и такой – бедный, временный.

Средств на реставрацию не было. Но не по одной только этой причине отец Алексий решил оставить икону такой, какова она есть: он хотел, чтоб она стала свидетельницей недавнего прошлого. Пусть люди видят, что такое безбожие и как он властвовало в нашем народе.

Со временем «Скоропослушница» переселилась в новый храм, освященный во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Прихожане собрали деньги на надежный киот. Икона прослыла вот именно что Скоропослушницей: ее украсила цепочка крестиков — благодарений за исполнившиеся молитвы. Меж собой прихожане называли ее Матушкой.

А я называла ее про себя — Страждущей. Оказавшись в трудной житейской ситуации, я тоже не раз молилась перед изрубленным образом и всегда чувствовала Ее сострадание: явственно понимала, что Она рядом с нами во всех наших скорбях и тяготах, что весь этот безбожный век Она молилась о нас всех, о нашей стране и сегодня молится о каждом – так, как никто из нас сам о себе не молится.

Со временем, однако, стало ясно, что реставрация образа необходима. Ее предприняли вовремя: еще год-другой, и красочный слой просто осыпался бы. Летом прошлого года, в праздник Вознесения Господня, настоятель храма протоиерей Алексий Каширин обратился к прихожанам с просьбой поддержать сбор средств на восстановление святыни.  И мы действительно делали – кто что мог. Кто-то жертвовал личные средства, кто-то устраивал благотворительные ярмарки, кто-то проводил сбор в соцсетях. Лично я благодарна моим сетевым друзьям, большинство из которых живут очень далеко от поселка Степное, однако же отозвались и внесли каждый свою лепту: в сети «ВКонтакте» нам удалось собрать значительную часть требуемой суммы.

Процесс реставрации оказался долгим и непростым. Мы волновались и бесконечное число раз спрашивали настоятеля: «Отец Алексий, ну когда же она вернется? Известно что-нибудь?»…

И вот, порог Великого поста — день, когда Церковь вспоминает Адамово изгнание и воспевает Ту, благодаря Которой стало возможным наше возвращение в Царство. Божественную литургию в степновском Пантелеимоновском храме совершает епископ Покровский и Новоузенский Пахомий. Владыке Пахомию вообще свойственно приезжать с подарками, но на сей раз подарок степновскому приходу оказался воистину бесценным: возрожденная «Скоропослушница». Очень красивая. Живая. Радостная. «Даже не верится!» — вздыхает немолодая прихожанка рядом со мною.

— Икона вернулась в свой храм, и пусть она будет благословением вашему приходу, — говорит владыка Пахомий. — Молитесь перед нею, поминайте раба Божиего Андрея — мастера, который вернул ей первоначальный облик, бережно сохранив все его черты; молитесь о том, чтобы не вернулась эпоха гонений, чтобы мы не повторили безумств наших предков.

Владыка рассказывает историю древнего образа «Скоропослушницы», родина которого – афонский монастырь Дохиар. «Скоропослушницей» (по-гречески «Горгоэпикоос») этот  Свой образ назвала Сама Царица Небесная — после того как монах-келарь, проявивший небрежение к Ее лику, ослеп и по раскаянии своем вновь обрел зрение: «С этой по­ры бу­дет име­но­вать­ся сия ико­на Моя “Ско­ро­по­слуш­ни­цею”, по­то­му что ско­рую всем, при­те­ка­ю­щим к ней, бу­ду яв­лять ми­лость и ис­пол­не­ние про­ше­ний».Слушаю проповедь и думаю: а ведь мы всем народом ослепли и прозрели, и дай Бог нам теперь этого не забыть.

Архипастырь говорит также о том, что проведенная реставрация была подлинной научной музейной работой. Через несколько дней я получаю возможность лично поблагодарить Андрея Геннадьевича Моченцова – руководителя реставрационного отдела Радищевского музея – от лица степновских прихожан. И, конечно, задать ему несколько вопросов:

 Реставрация этого образа оказалась сложной задачей?

— Да, непростой. Дело в том, что икону пытались грубо, непрофессионально поновлять, закрашивая поврежденные места краской. Эта новая краска оказалась крепче той, которой изначально была писана икона, и поэтому пришлось вручную, миллиметр за миллиметром, отделять один слой от другого. Это заняло много времени, как и восстановление изображения в целом.

 Что Вы можете сказать о происхождении иконы? Когда и где она была написана?

— Она очень похожа на афонскую — использованы технические приемы, характерные для иконописцев Святой Горы. Но ни клейма, ни подписи, которая свидетельствовала бы об этом, на ней нет. Это либо афонский образ, либо очень хороший, профессиональный список с него; но первое вероятнее. Написан образ, скорее всего, в конце XIXвека.

 Каков характер повреждений  как, на Ваш взгляд, могли использовать эту икону? Вместо разделочной доски?

— Вряд ли это следы хозяйственного использования. Скорее, это целенаправленная агрессия против святого образа. Обратите внимание — топором были изрублены именно лики Богоматери и Младенца.

И я зрительно вспоминаю: да, лики, а вокруг них — пространство чистое…

Как неслучайно всё в этой истории. И как же надо благодарить Пресвятую Богородицу – и за Ее неисчерпаемую к нам, грешным, любовь и милость, и еще – за возможность хотя бы немного потрудиться ради Ее славы.

Оставить комментарий
Поделиться в: