Великая пасхальная вечерня в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса)
Его Высокопреосвященству сослужили и.о. секретаря Покровского епархиального управления, и.о. настоятеля собора иеромонах Серафим (Баранов); благочинный Покровского округа Покровской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса) иерей Сергий Сивоплясов; настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска протоиерей Александр Милованов; настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Александров Гай, благочинный Новоузенского округa протоиерей Сергий Буриков; духовник Покровской епархии, благочинный Ершовского округа, настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского п. Мокроус протоиерей Евгений Клементьев; благочинный Архангельского округа, настоятель храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери р.п. Озинки протоиерей Стахий Жулин; благочинный Краснокутского округа, настоятель Свято-Троицкого храма г. Красный Кут иерей Дионисий Веску; ключарь собора, руководитель епархиального отдела по делам молодёжи и информационно-издательского отдела Покровской епархии иерей Аркадий Махсумов; секретарь Епархиального совета, секретарь Епархиального церковного суда, клирик собора иерей Димитрий Вразовский; клирик храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса) иерей Сергий Шальнов; настоятель храма во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены г. Покровска (Энгельса), клирик собора иерей Владимир Щербаков; руководитель отдела по делам благотворительности и социальному служению Покровской епархии, клирик собора иерей Кирилл Панкрашов; клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса), помощник благочинного Покровского округа иерей Александр Жбирь; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик собора протодиакон Андрей Соснин; клирик собора диакон Артемий Кошкин.
Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Светланы Владимировны Хахалиной.
За усердные труды во благо Святой Христовой Церкви, ко дню Святой Пасхи 2023 года, указом Высокопреосвященнейшего Игнатия, митрополита Саратовского и Вольского, временно управляющего Покровской епархией, клирики Покровской епархии были удостоены богослужебно-иерархических наград.
Права ношения наперсного креста золотого цвета:
— клирик храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса)иерей Сергий Шальнов.
Права ношения камилавки:
— настоятель храма во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены г. Покровска (Энгельса), клирик собора иерей Владимир Щербаков;
— руководитель отдела по делам благотворительности и социальному служению Покровской епархии, клирик собора иерей Кирилл Панкрашов (по должности);
— клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса), помощник благочинного Покровского округа иерей Александр Жбирь (по должности).
С полным списком клириков Покровской епархии, удостоенных богослужебно-иерархических наград, можно ознакомиться здесь.
От лица духовенства епархии к митрополиту Игнатию обратился и.о. секретаря Покровского епархиального управления иеромонах Серафим (Баранов).
«Не секрет, что этот Великий пост для духовенства и мирян Покровской епархии был сопряжен не только с печалью по Бозе, но и с печалью и скорбью расставания,— сказал он. — Промыслом Божиим и определением Священного Синода владыка Пахомий был назначен на новую кафедру. Эта скорбь тем больше оттого, что труды владыки Пахомия по созданию церковного корабля на протяжении более чем десяти лет принесли многие плоды. Человеческому сердцу нелегко так вот взять и расстаться. Но, как часто бывает, Господь, видя нашу немощь человеческую, посылает скорбящим и печальным утешение, и решением Синода Вам, владыка, было поручено временное управление Покровской епархией. За то небольшое время, что Вы несете это послушание, мы почувствовали, увидели, что в Вашем архипастырском сердце нашлось место для новой семьи — покровской паствы. Подтверждением того служат не только Ваши богослужения, где мы вместе с Вами разделяем радость праздников, но и внимательное пастырское отношение к духовенству, время и труды, которые Вы положили на решение многочисленных епархиальных вопросов в Покровске. Но самое главное, что мы в Вас увидели,— это качества, которые всегда радуют и всегда удивляют: открытость к общению и, самое главное, христианская любовь. По тому узнают все, что вы Мои ученики, — говорит Господь, – если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Только лишь настоящая христианская, жертвенная любовь может печаль претворить в радость, скорбь обнадёжить новой благой надеждой. Мы благодарим Господа за то, что Он дает Вам силы для несения архипастырского служения и на Саратовской, и на Покровской земле, а также в эти дни светлой пасхальной радости искренне желаем, чтобы Господь умножил Вашу радость и преисполнил сосуд Вашего сердца любви, которую Вы так щедро отдаете всем, кто находится под Вашим омофором. От всей души мы — и духовенство, и миряне — поздравляем Вас с праздником Светлого Христова Воскресения и желаем Вам здравия и спасения»
От лица награжденных клириков архипастыря поблагодарил иерей Владимир Щербаков: «Это награждение мы воспринимаем как некий залог, некий задаток и, признавая себя грешными, постараемся оправдать Ваше доверие своими трудами, ещё более ревностным служением на ниве Христовой. Просим, дорогой владыка, Ваших святых молитв о нас, грешных, чтобы нам достойно пронести подвиг священства и не сбиться с пути истинного».
Митрополит Игнатий поздравил всех с Пасхой Христовой и добавил: «Я сердечно благодарю вас, дорогие отцы, за тёплые слова. Я тоже их воспринимаю как некий аванс и, конечно, хочу стремиться к тому идеалу, о котором вы сказали, понимаю, что, наверное, всё-таки ему не соответствую, но хочу соответствовать и стараюсь. Что всегда утешает, когда приезжаешь на новое место служения? То, что посылают тебя не к язычникам, а к людям, верующим во Христа. Мы верим в одного Спасителя, Который умер за нас и воскрес ради нашего всеобщего воскресения — ради того, чтобы мы умерли для греха, ради того, чтобы мы все вместе шли за Христом тернистой дорогой. Чем мы ближе друг к другу, тем мы ближе и ко Христу. Господь никого не заставляет Его любить, никого не заставляет идти в Царствие Его любви. Он дает человеку полную свободу — не нужны в Царстве Божием люди, которых туда можно лишь загнать насильно. Он обращает к нам Свою проповедь, а уж как человеческое сердце принимает Его слова, зависит от самого человека, от его свободной воли. Часто нам хочется, чтобы за нас кто-то что-то решил, но Господь дает нам свободу, и только мы сами должны решить – согрешить или не согрешить, ответить или не ответить злом на зло или, может быть, ответить на зло добром,— это зависит только от нас. Православное христианство — это религия свободы и любви, но часто свободу понимают как вседозволенность, а это совершенно не верно. Обратная сторона свободы — это повышенная ответственность и самоограничение. Не Бог нас ограничивает и даже не церковный устав, а мы сами должны понимать и ограничивать себя добровольно. Такой вот парадокс, в общем-то».
Архипастырь отметил, что никого нельзя насильно заставить любить, но Господь пришел на землю, чтобы Своим примером научить нас любви: «Спаситель умер за каждого из нас — по неизреченной любви к венцу Своего творения. Он наделил человека Своим образом и подобием, и мы должны научиться видеть друг в друге образ Воскресшего Христа. Несмотря на то, что все мы имеем свои слабости, грехи, страсти и пороки, надо разглядеть образ Божий, который есть в каждом человеке. Он есть во всех людях вне зависимости от того, веруют они или не веруют — как и Христово Воскресение сказывается на судьбе каждого человека в вечности. Мы живем на земле, проходя некие испытания, некий экзамен перед вечностью, и за чертой, которую мы называем смертью, все только начинается».
«Нам кажется, что мы объективно живём, существуем, и кажется, что это самая объективная реальность, — добавил владыка. — Но давайте вспомним прошлые дни, месяцы, годы — для нас они словно в каком-то тумане: то ли было, то ли приснилось… Будущее тоже как-то абстрактно, непонятно. То есть мы находимся во времени, в историческом процессе, на земле в неких ограниченных условиях. А давайте представим, что мысли, слабости и чувства каждого вдруг сейчас, в мгновение ока, станут известны всем: кто о чем думает, кто что чувствует… Жутковато — ничего не скроешь! И нам надо понимать, что наступит момент, когда все это будет открыто, когда лучи Божиего света осветят наши души и всё будет понятно о нас — и Богу, хотя Он и так знает, что у нас на душе, и тем, кто рядом находится. Как страшно с тем багажом, который мы имеем, оказаться в такой реальности! Там не будет такого состояния «то ли было, то ли не было». Когда мы придём на встречу с Богом, в нас явится дар памятования своей жизни – от рождения до самого мгновения смерти тела, и то, что мы делали в течение жизни, всё будет перед нами. Раскаянные грехи, конечно, прощены, но тем не менее эта реальность будет для нас во Христе более ясной, более чёткой. И то время, которое у нас есть на земле, стоит того, чтобы побороться за вечность, чтобы не оказаться там вне Бога».
Митрополит Игнатий напомнил, что Господь всех призывает войти в Царство Своей неизреченной любви: «И как будет ужасно, если за порогом земного бытия мы поймём, что в течение всей жизни выбирали не Бога а быть без Него. Мы сами, по свободной воле отвернулись от Него и оказались вне Его. Вот в чем будет заключаться Страшный Суд! Страшнее огня, наверное, и представить невозможно! Бог изливает любовь, зовёт, распростёр Свои объятия, а мы прожили отпущенное нам время так, что даже повернуться к Нему не можем! Живя на земле, мы должны уже здесь сродниться со стихией Христа. Для этого Он нам дал таинства Церкви — покаяние и Евхаристию. Какое большее чудо может быть здесь, на земле, чем то, что Христос из недр вечности Сам подает нам Свои Тело и Кровь, и мы приобщаемся Его Божества? Прежде Причастия мы приносим покаяние. Но покаяние это перемена — изменение внутреннего состояния, а не просто перечисление перед священником поступков, которые считаются греховными. Надо искоренять причину греха. Мы можем осознавать свою греховность, но не чувствовать ее и не испытывать нужды в Боге, потому что после грехопадения разум с волей и чувствами у человека разобщены, как лебедь рак и щука. Христос приходит на землю и дает нам возможность через общение с Ним восстанавливать эту разорванную гармонию, чтобы ум, сердце и воля действовали сообща. Это тяжело. Душа человека — это поле брани, где диавол борется с Богом, и наше участие в этой борьбе непосредственно».
В завершение владыка обратился со словами благодарности к духовенству епархии: «Благодарю вас за то, что вы сегодня пришли, а кто-то и приехал издалека, чтобы помолиться вместе и разделить радость о Воскресшем Спасителе. Хочу всех поблагодарить за труды. Вы все находитесь в разных условиях: кто-то в городе служит, кто-то в селе, и трудно сказать, где сложнее. Везде сложно, потому что общение с людьми — это всегда непросто. Но самое главное, что этот труд дает большую отдачу. Любовь паствы — это великая награда. Немного внимания людям — и они готовы горы свернуть. Если пастырь является настоящим пастырем и оказывает внимание своим пасомым, то даже если у него есть слабости, паства всегда простит. А может быть так, что священник говорит правильно, хорошо, но не имеет дара любви — и тогда паству не обманешь красивыми словами. Если батюшку не любят, хотя он говорит все правильно, значит, ему самому не хватает любви. А если батюшка со своим характером, особенностями, но он любит паству, она его примет. Поэтому, дорогие отцы, напоминаю и себе, и вам, и нашим прихожанам: давайте помнить о том, что самое главное, к чему призывает нас Спаситель — это к любви, и Господь эту любовь являет нам Своим примером жизни на земле».
17 апреля 2023 г.