Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

А что видишь ты?

Изобразительное искусство — удивительный инструмент молчаливого диалога. Именно диалога, ведь передача замысла из сердца художника в сердце зрителя зависит не только от гениальности творца, но и от душевных и интеллектуальных качеств смотрящего, отличая его от безмолвного и равнодушного прохожего. Таким образом, каждый из нас, смотря на шедевры прошедших лет, становится сотворцом их легендарных создателей. А возможность их понять, вместить гениальные задумки зависит только от нас самих.

Паоло Веронезе — непревзойденный мастер композиции и колористики. Он создал монументальный «Брак в Кане Галилейской» в 1562–1563 годах для трапезной бенедиктинского монастыря Сан-Джорджио Маджоре в Венеции. Картина должна была полностью покрывать дальнюю стену трапезной, и в договоре специально указывалось, что на картине можно изобразить столько фигур, сколько поместится. В результате Веронезе разместил на огромном полотне 132 персонажа, большая часть из которых, если не все — реально существующие исторические личности. Полотно «Брак в Кане Галилейской» — настоящий гимн величию и блеску Венецианской республики. На ее улицы перенесено событие священной истории. В Венецию на встречу с Христом прибывают монархи со всех концов Европы и даже из Османской империи. Евангельское событие первого чуда Христа погружено вглубь венецианской жизни.

Среди богато одетых гостей и множества слуг, подающих все новые и новые кушанья, выделяется фигура Христа. Он сидит в центре стола. Над Его головой изображено символическое действие: мясник поднял нож над тушкой ягненка — знак будущей жертвы. О грядущем трауре говорят черный платок и скорбный лик Пресвятой Богородицы, сидящей по правую руку от Сына. Поза Его спокойна и напоминает зрителю о другой евангельской трапезе, которой еще только предстоит свершиться, — о Тайной Вечере. Художник создавал свою работу почти через сто лет после «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи и, возможно, вдохновлялся ею.

«Тайная Вечеря» создана в 1495–1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, также для трапезной части. Чем известна эта картина рядовому зрителю? Своей легендой о свободном выборе человека. Леонардо да Винчи искал подходящую модель для создания образов Иисуса Христа и Иуды. Однажды художник присутствовал в церкви, слушая церковный хор, и там он увидел красивого юношу и решил, что этот молодой человек будет моделью для образа Иисуса Христа. Он пригласил его в мастерскую, чтобы сделать наброски. Прошло три года, заказчик торопил Леонардо с завершением работы, но фигура Иуды еще не была написана. Мастер не мог найти подходящий образ. «И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали». Нищий оборванец «толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо». Когда тот пришел в себя и подошел к мастеру, чтобы посмотреть, что он делает, то был поражен. Он сказал, что уже видел эту картину: «Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа. Может быть, у Добра и у Зла — одно и то же лицо. Все зависит лишь от того, когда встречаются они на пути каждого из нас».

У Леонардо центр композиции — Христос, и все присутствующие обращены к нему: кто с неприятием страшных новостей, кто с жалостью и любовью к своему Учителю, а кто и с внимательной злобой.

Возможно ли, что Веронезе среди своего пира, среди великолепных и пышно одетых персон тоже написал человека, отрицающего Бога, который сидит рядом с ним, на этом торжестве? Этого мы точно сказать не можем. Но слишком уж сильно контрастирует весь этот праздник, с его блеском и роскошью и Христос, являющийся центром и смыслом всего происходящего, превосходящий по значению даже жениха и невесту, потерявшихся в пестром калейдоскопе лиц. Ведь все празднующие будто игнорируют чужеродную фигуру с ясным лицом и в скромном облачении и его спутников.

На обоих полотнах нам дается простор для размышлений. Какой путь выбрать? Огульное веселье или тихую радость? Поцелуй Иуды или любящий взгляд?

Но это не морализаторство, не обличительная критика. Для каждого грешника есть надежда. У Веронезе — во всепрощающем лице Христа. У да Винчи — в рассветных красках за спиной Сына Божьего. Пока мы живы, будет идти борьба. Наша же задача, даже будучи на дне, — не сдаваться. Ведь, как сказал Феофан Затворник, «если всю надежду свою возложите на Господа, то Он непременно доведет вас до конца. Сомнения в этом не допускайте даже на волос».

Евгения Вразовская

 

Теги: церковное искусство.
Поделиться в: