Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

В Радищевском музее открылась выставка «Саратов православный: утраченные и сохранившиеся храмы глазами художников XIX-XX веков»

4 мая в Радищевском музее Саратова открылась выставка «Саратов православный: утраченные и сохранившиеся храмы глазами художников XIX-XX веков».

На открытии выставки присутствовал руководитель историко-архивного отдела Саратовской епархии иерей Кирилл Петрович. Он рассказал собравшимся об утраченных храмах города, а также отвечал на вопросы посетителей по ходу просмотра экспозиции.

Посетителям представлены более тридцати произведений графического искусства, созданных российскими мастерами двух временных эпох. Обращение художников к теме сохранения религиозного архитектурного наследия — знак особого внимания и уважения к истории города.

Центральное место на выставке занимает панорамная работа художника Вячеслава Николаевича Морковина (род. 1954). Он представляет Свято-Троицкий собор как живую саратовскую легенду, связавшую прошлое и настоящее. Мастер заставляет вглядеться в знакомый архитектурный силуэт и восхититься величием и красотой собора, возвышающегося над необозримыми просторами Волги.

Свой бесценный вклад в сохранение памяти об облике главного храма города внесли и художники Александр Никитич Чечнев (1907-1995) и Елена Георгиевна Эккерт (Морозова) (1903-1990). С их произведениями также можно познакомиться в экспозиции.

В начале XX века в Саратове насчитывалось около двух десятков церквей. Однако в годы советской власти большая часть была безвозвратно утрачена. С обликом некоторых ныне несуществующих храмов можно познакомиться благодаря представленным на выставке фотографическим снимкам и открыткам конца XIX – начала XX века.

Посетители смогут увидеть работу художника-графика Алексея Ильича Кравченко (1889-1940) «Новый собор». Миниатюрный офорт, исполненный в 1916 году, изображает Александро-Невский кафедральный собор. Мастер офорта Николай Александрович Белавин (1912-1993) и художник-график Валентин Григорьевич Евграфов (1930-2002) создали ряд обширных графических серий, посвященных храмам Саратова. На выставке также представлены гравюры из графического альбома «Возрожденные храмы Саратовской епархии» (1990 – 1991) Н.А. Белавина. Монохромные, тщательно проработанные, они напоминают фотографические снимки.

Творческие устремления художника В.Г. Евграфова отражены в представленных линогравюрах нескольких художественных серий: «Саратов» (1986), «Все, что осталось» (1990-1991) и «Волжский район» (1996). Каждая работа — результат кропотливого труда и глубоких размышлений мастера. Понимая культурно-историческую значимость каждого сохранившегося объекта культового зодчества, художник в свое время приложил колоссальные усилия по защите от уничтожения северных ворот ограды утраченного саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря — обители, основанной в XVII веке. Графический лист с образом чудом уцелевшей арки представлен на выставке.

Тему истории саратовских монастырей продолжает масштабная гравюра «Вид Спасо-Преображенского монастыря» (1818) И.А. Иванова (1779-1848), мастера перспективной живописи, архитектора, академика Императорской Академии художеств. Спасо-Преображенский мужской монастырь — старейшая действующая обитель Саратова. Произведение художника — уникальное документальное свидетельство, показывающее облик этого монастырского комплекса. Он запечатлел не сохранившийся ныне соборный Спасо-Преображенский храм, выстроенный во втором десятилетии XIX века у подножия Лысой горы по проекту петербургского архитектора Луиджи Руска (1762-1822).

Представленная графическая выставка призвана не только убедительно рассказать об истории церковной архитектуры Саратова, но и отразить актуальность общероссийской проблемы сохранения культового историко-культурного наследия.

Посетить выставку можно до 30 июля.

Пресс-служба Саратовской епархии

Поделиться в: