Святейший Патриарх Кирилл: Храню в сердце самые теплые воспоминания о пребывании в Смоленске
1 февраля 2024 года в Трапезных палатах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный прием по случаю пятнадцатой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В завершение приема, на котором с приветственными речами выступили митрополит Ювеналий (Поярков), заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова, председатель Либерально-демократической партии России Л.Э. Слуцкий, губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, губернатор Смоленской области В.Н. Анохин, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам торжественного мероприятия со словом, в котором, в частности, рассказал об особом значении в своей жизни периода служения на Смоленской кафедре:
«Благодарю Бога за то, что мне довелось ровно 25 лет быть правящим архиереем Смоленской епархии, потому что там я увидел настоящую Россию. Не яркие витрины, а город скромный в материальном отношении, очень пострадавший во время войны, не имеющий вокруг ни полезных ископаемых, ни черноземов. Думаю, без этих 25 лет пребывания в Смоленской епархии, которая считалась одной из самых бедных в Русской Церкви, я бы, наверное, и не мог сегодня делать что-то полезное, что удается делать.
Прежде всего, это был опыт смирения. Можете себе представить: молодой архиерей, ректор академии, ездит по всему миру, представляя страну, — и вдруг Смоленск. Без всяких надежд на возвращение хотя бы в Гатчину, не говоря уж про Петербург. Один важный сотрудник тогдашнего Совета по делам религии, куда мне надо было зайти за документами, так и сказал: "У Вас же все было, Вы много стран объездили, Вас в мире знают, к Вам с уважением относились, но Вы такие ошибки допустили в своей жизни, что теперь это все перечеркнуто. Так что поезжайте в Смоленск, там до Вас был очень хороший архиерей, вот и повторяйте то, что он делал, а ничего нового не надо". Я посмотрел на этого несчастного чиновника и подумал: "На все рука Божия. Если мне нужно быть в Смоленске, значит, буду в Смоленске".
Я приехал в Смоленск в январе. Стояли трескучие морозы, около 30 градусов, выхожу на перрон в темноте, лампочки почему-то почти не горят, и какая-то пожилая женщина кричит: "Несчастного владыку в Смоленск сослали! Здесь одни смоленские волки!" Мне сказали, что это юродивая, а я говорю: "Погодите, к юродивым надо прислушиваться". Оказалось, действительно замечательная женщина, со странностями, но очень благочестивая, умная. Вот она первая и встретила меня этими криками. Сел я в старую "Волгу" синего цвета, меня спрашивают: "Куда везти, в архиерейские покои?" Я говорю: "Нет, в собор везите". И вот в таком тяжелом состоянии душевном я вхожу в собор, и вдруг что-то "сработало". Я подошел к чудотворному образу Одигитрии, приложился и сказал: "Это мое место, сюда Господь меня привел". Просто благодать Божия снизошла в то мгновение.
Кстати, когда меня провожали в Ленинградской духовной академии, — а я там десять лет был ректором, меня очень полюбили и профессора, и студенты, — на прощальной трапезе слово взял замечательный историк Русской Церкви профессор протоиерей Иоанн Белевцев. Говорит преподавателям, студентам: "Что вы все плачете? Ну что такое "Выборгский"? Смоленск — щит России. И знаете, что я вам скажу? Дорога в Москву из Смоленска ближе, чем из Петербурга". Может, некоторые восприняли эти слова как чудачество. Ну ведь так и получилось! Не было бы Смоленска, наверное, не был бы я в Москве.
И я благодарю Господа, что Он меня через этот опыт провел, хотя он был очень-очень непростым, особенно в сложный постсоветский период. Храню в сердце самые теплые, даже в каком-то смысле радостные воспоминания о пребывании в Смоленске и, будучи Патриархом, сохраняю с этим городом совершенно особую духовную связь. Очень хотел бы и в этом году посетить Смоленск и помолиться вместе с вами в кафедральном соборе.
А вообще, у каждого свой жизненный путь. Иногда нам кажется, что с нами поступают не вполне справедливо, неправильно, не так, как нам хотелось бы. Но очень важно, чтобы каждый из нас понимал — сейчас я обращаюсь прежде всего к священнослужителям, — что и Патриарх, и митрополиты, епископы, священники, монахи управляются свыше, и поэтому все, что о нас сказано, надо принимать как волю Божию. Без ропота, без сожалений — предавая себя в руки Божии. И если так будем поступать, то не только благо нам будет, но и Церковь наша будет жить здоровой энергичной жизнью, имея в каждом пастыре преданного служителя Господа».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
3 февраля 2024 г.