Спорт: с верой в любом деле
Преддверие лета и сами летние месяцы по обыкновению навевают мысли об активном отдыхе, занятиях спортом, здоровом образе жизни. Однако, по признанию настоящих спортсменов, последние два понятия не вяжутся друг с другом… Почему? Может ли спорт быть опасным? Для тела, для души? Может ли спорт помочь в борьбе со страстями и даже в богослужении? На эти и многие другие вопросы отвечает настоятель храма во имя пророка Божия Илии р. п. Духовницкое священник Евгений Растопшин.
— Отец Евгений, Вы были связаны с профессиональным спортом. Расскажите о своей спортивной карьере, достижениях.
— Я родился в Саратове, в семье спортсменов. Мой отец, Александр Григорьевич Растопшин (в будущем протоиерей Александр), был тренером по конькобежному спорту, выступал на всесоюзном уровне, был бронзовым призером на чемпионате СССР 1973 года. Мама, матушка Наталья Владимировна, тоже вела тренерскую работу.
В шесть лет я стал заниматься горнолыжным спортом. Потом увлекся плаванием, а спустя несколько лет отец убедил заняться конькобежным спортом. Он тренировал меня до 22 лет, пока я не попал во второй состав сборной СССР. В 17 лет я стал мастером спорта, выступал на чемпионате СССР среди юношей. Потом меня призвали в армию и сразу же направили в клуб «ЦСКА» (Центральный спортивный клуб Армии), за который я выступал четыре года. Клуб очень люблю и остаюсь его приверженцем до сих пор. В 1992 году я показал результат норматива мастера спорта международного класса, но так как это происходило на неофициальных соревнованиях, квалификацию мне не присвоили. Отбирался на Зимние Олимпийские игры в 1988 и 1992 годах. Спортивную карьеру я завершил в 25 лет, так как создал семью, а по опыту могу сказать, что спорт и семейная жизнь — трудно совместимые вещи. Через двенадцать лет я принял сан священнослужителя.
— А что Вас привлекало и привлекает в спорте?
— Сложно сказать, что привлекало в раннем детстве, а вот в юности, в более зрелом возрасте — физическая нагрузка, движение. Организм привыкает, и отказаться потом очень сложно. А еще в спорте всегда привлекала «терпежка», как говорят спортсмены, то есть возможность преодолеть и победить себя, чтобы добиться определенных результатов. И, конечно, дружеские отношения. Люди, которые дружили в спорте, не расстаются практически никогда.
— Но обычно говорят о конкуренции между спортсменами, а желание победить, быть лучшим зачастую заставляет поступиться многими принципами…
— В любой команде есть два-три человека, которые считаются изгоями. Почему? Потому что ставят себя выше всех, выше команды, даже, бывает, выше спорта. Но я знаю многих выдающихся спортсменов, чемпионов мира, призеров и чемпионов Олимпийских игр, которые были и остаются воспитанными, культурными, начитанными, интересными и приятными в общении людьми. У нас в команде была дружеская атмосфера, конфликтов практически не было, мы болели за наших соперников, не желали никому неудач и не делали пакостей.
— Как насчет жесткого отношения со стороны тренера? Спортсмены к этому готовы или привыкли. А с точки зрения не только христианской, но и общечеловеческой этики, допустимо и безопасно ли это?
— Тренер в команде — это все. Если тренер — культурный, воспитанный человек, а в спорте без внутреннего стержня, твердости и, конечно же, воспитания делать нечего, он не позволит себе дурных поступков по отношению к подопечным. Есть тренеры-деспоты. Мы знаем, например, о тренере хоккейной сборной В. В. Тихонове. Это был очень требовательный, жесткий, даже, я бы сказал, жестокий тренер. Но как человек он был мягким и заботливым. Не могу сказать, правильно или нет тренировать команду таким образом, потому что каждый человек требует индивидуального подхода: на одного, чтобы он действовал, нужно накричать, а с другим — спокойно поговорить. Тренер — психолог, он должен варьировать свое отношение к спортсменам.
— Мечтали ли Вы об успехе, известности?
— Да, есть же поговорка: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Бессмысленно заниматься спортом ради спорта. Это все равно, что служить Богу, не веря в Него. Любой спортсмен, который выходит на профессиональный уровень, всегда ставит себе цели — победить, достичь лучшего результата.
— А победа и желание успеха, популярности и славы — разве не разные вещи?
— Конечно разные! Популярность и успех больше относятся к актерам и публичным людям. У спортсменов все по-другому. Славу и успех не все переживают. Часто бывает, что человек, достигнув невероятных результатов, став чемпионом мира, вдруг резко меняется, становится недосягаемым для друзей и знакомых. Понятно, что это страсть, желание потешить свое самолюбие и тщеславие. У меня тоже был такой период, но я вовремя понял, к чему идет дело, сумел попросить прощения у окружающих, после чего все стало на свои места. Но так ведь не всегда происходит, потому что действует бес, который до поры до времени человека не трогает, а как пошли успехи, начинает внушать мысли об исключительности, значимости и величии. И надо сказать, подобное случается даже со священниками.
— Спорт может быть опасен для души?
— Спорт может нанести человеку определенную духовную травму: пробудить тщеславие, гордыню — корень всех грехов. Если ты возгордишься, превознесешь себя до небес, то и другие твои страсти не только обострятся, но и возрастут. Это опасно, но, на мой взгляд, все зависит от человека, есть ли у него какие-то принципы и границы, может и хочет ли он этому противостоять. Допустим, желание победить вполне нормально. Если выходить на старт и не желать победить, то зачем тогда вообще выходить? Но побеждать нужно честно, а с проявляющимися страстями — бороться. Это возможно с помощью веры в Бога.
Лично я не считаю спорт опасным занятием, потому что спорт — это в первую очередь радость, как физическая, так и душевная, духовная. Вредными и опасными я считаю те обстоятельства, которые складываются вокруг некоторых видов спорта: необъективное судейство, превращение спорта в бизнес, политические игры и т. д.
— Нередко вокруг побед спортсменов разворачиваются допинг-скандалы. Что есть допинг с христианской точки зрения?
— Запрещенные медицинские препараты, или допинг, позволяют спортсмену добиваться невероятных результатов. Но цена этих результатов и побед — страшные последствия для организма. С христианской точки зрения это еще и обман. Бог дал человеку здоровье, определенные возможности, с помощью которых можно показать все, на что способен, и достичь определенных результатов, но не более того. В противном случае, человеку нужно обмануть природу, нарастив мышцы, увеличив выносливость и т. д. Это в принципе не может принести пользы ни телу, ни душе.
— Как Вы считаете, вера и спорт совместимы?
— В каждом из нас есть образ Божий. И будь человек профессиональным спортсменом, музыкантом, артистом балета, актером — неважно, он все равно живет с Богом, вся его жизнь совместима с Творцом. Если человек с верой подходит к своему труду, своей специальности, ничего в этом плохого нет. Меня вводят в ступор высказывания некоторых священников о том, что спорт — это грех. Тогда можно сказать, что вся земная жизнь — грех.
Богослужения и молитвы это, конечно, не касается. Но мы говорим о мире, а не о затворе. Мы говорим о мирских людях, живущих в городах и селах, желающих заниматься спортом, укреплять здоровье. Если они хотят видеть своих детей величинами мирового масштаба, это, разумеется, тщеславие, но с этим можно бороться. Если Господь дал талант, то его нужно не зарывать в землю, а развивать. Заниматься можно всем чем угодно: и спортом, и балетом, и театральным искусством. Другое дело, что за человеком нужен присмотр. Кто это будет делать? Родители, крестные и духовник.
— Уместно ли священнику заниматься спортом?
— Для начала хочу сказать, что есть такие понятия, как физкультура и спорт. Непрофессионального спорта не бывает. Профессиональным спортом никто, кроме спортсмена, заниматься не может. Как я уже говорил, спорт и, например, семья — трудно совместимые вещи. Если ты спортсмен, то вся твоя жизнь подчинена спорту, режиму и тренировкам. Спортсмен постоянно в разъездах. Помню, я в году дома был максимум три недели. То есть либо ты отдаешь себя спорту, либо чему-то другому, например священническому служению.
А вот физкультура — совсем другое дело. Она дает здоровье телу. А раз тело здорово, то здоров и дух. В христианстве содержится похожая мысль: если здоров дух, то здорово и тело. Я занимаюсь физкультурой регулярно, три раза в неделю, час-полтора у меня уходит на тренировку. Без этого я жить не могу. Кроме того, спортсмену нельзя бросать спорт, так как сразу всплывают заболевания, профессиональные травмы, и начинается кошмар. А вообще, спорт помог мне в священническом служении. Сорокоуст я проходил в Свято-Алексиевском монастыре г. Саратова, где очень длительные службы. Если честно, если бы я не занимался спортом, я бы на своей первой службе просто умер. Меня выручила, конечно, помощь Божия и молитва, но еще и дисциплина, умение терпеть, преодолевать себя. Надо сказать, все эти навыки до сих пор помогают мне вести дела прихода.
На счет физкультуры еще могу сказать, что для батюшек она обязательна. На утреннее и вечернее богослужение уходит как минимум четыре часа, и все это время священник проводит на ногах, что в целом для организма вредно. Поэтому я не устаю повторять: физкультура должна быть всегда и везде, в том числе и в семинарии.
— Отец Евгений, а какие виды спорта Вы могли бы посоветовать молодежи? Да и стали бы советовать, исходя из опыта?
— У каждого свои пристрастия, способности и возможности. Кому-то нравится фигурное катание, кому-то — легкая атлетика, мне вот — зимние виды спорта. Любой вид спорта прекрасен по-своему. Советовать не буду. Скажу только, что заниматься спортом и физкультурой надо с пользой для души.
Беседовала Дарья Хохлова
23 июля 2015 г.