Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

А что, если не воскрес?

Проповедь священника Дмитрия Вразовского в день памяти апостола Фомы, воскресение Антипасхи:

 - С праздником, дорогие братья и сестры, с неделей Антипасхи, как она называется в церковном календаре, а в народе – Фомино воскресенье. Антипасха – это день, завершающий пасхальный цикл.  Антипасха не противопоставляется Пасхе, событие символизирует обращение к уже прошедшему празднику, осмысление его на восьмой день. 

Сегодняшний день можно назвать продолжением празднества, праздником человеческим. Если сама Пасха, вся Светлая седмица – это торжество Божества, которое человечество хоть и принимает, но, возможно, до конца не понимает. Мы молимся, радуемся, воспеваем хвалу Божеству, ходим крестным ходом, поем гимны. Но идет время, и в человеческом уме возникает вопрос, который, как мы видим в Евангелии, мучает и апостолов. А что, если? А что, если не воскрес? А что, если даже и воскрес, но пришел на землю уже не по плоти, а как дух?

Господь, как мы видим, не призывает нас быть во всем непогрешимыми, Господь не призывает нас быть абсолютом в истине, в вере. Конечно, хочется видеть в святых отцах, в учителях Церкви, в апостолах непогрешимый абсолют. Вот они-то могли доверять Богу, они-то  могли следовать за Христом даже по водам. Но – нет, не могли. Даже Великий первоверховный апостол Петр в ужасе тонет,  потом трижды отрекается от Христа. А апостол Фома не может уяснить простую истину: Господь действительно воскрес! Эту истину не могли уяснить и люди, которые своими глазами уже видели воскресшего Четырехдневного Лазаря. Страх,  ужас, трепет – вот, что испытали сами апостолы, пребывая в Сионской горнице и  видя Христа,  они находились в полубезумном состоянии.

Наверное, такое же состояние испытывали люди, когда видели вернувшихся с войны своих родных после того, как получили известие об их смерти.  Когда они уже нагоревались, смирились с этой ужасной потерей, - и тут человек возвращается домой. Вот он стоит перед тобой живой, но пока ты к нему не прикоснешься, не почувствуешь тепло и биение его сердца, ты не можешь преодолеть последний рубеж веры.

И, заметьте, Господь не ругает апостола Фому, он не укоряет его, не говорит, что он плохой ученик.  Но Он говорит Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие»( Ин. 20, 29).

Человек слаб, плоть немощна, и Господь дарует человеку возможность прикоснуться к Своей плоти, к Своим ранам.

Поэтому, невзирая на все наши страхи, на все сомнения, на вопросы, которые мы задаём, а мы и должны их задавать,  этот день можно назвать человеческим торжеством.  Господь сотворил человека, чтобы он познавал мир,  совершенствовал его, преображал. Если человек не будет стремиться к преображению, к обожению, не будет задавать неудобоваримых вопросов, он никогда не познает мир. Само научное познание движется этими же вопросами: а что, если?

Ведь и все люди, как бы они ни кичились своими знаниями, практике доверяют больше - когда можно потрогать, пощупать, воочию убедиться.

И в этом событии, в этом чуде апостола Фомы мы видим человеческую веру, в которой не хватало одного, небольшого элемента, и видим торжество разума, который получил еще одно подтверждение своим догадкам.

Я желаю всем нам апостольского горения, желаю не затухать, идти вперед в своей вере, даже если какие-то вопросы кажутся странными, непонятными. Не надо бояться их задавать, в том числе, и самим себе. И получать ответы, дабы возрастать духовно и прославлять Воскресшего Христа. Аминь!

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: