Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

В СПДС состоялась открытая лекция «Знаменный распев и знаменная нотация: основы истории и теории»

20 мая, в рамках проведения Дней славянской письменности и культуры, в актовом зале Саратовской православной духовной семинарии состоялась открытая лекция «Знаменный распев и знаменная нотация: основы истории и теории», которую прочла Анжела Григорьевна Хачаянц, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова.

Научные интересы Анжелы Григорьевны связаны с древнерусской певческой культурой и рукописными певческими книгами. С 2010 года она руководит Ансамблем древнерусского певческого искусства Саратовской консерватории, в репертуаре которого – расшифровки древних распевов, раннее многоголосие, образцы старообрядческих песнопений и духовных стихов.

На лекции спикер познакомила слушателей с историей главного стиля древнерусского церковно-певческого искусства – знаменного распева и его нотации, осветила различные точки зрения на его происхождение, рассказала о его связи с литургическим чтением и об отражении в богослужебной книжности. Также были затронуты вопросы теории знаменной монодии сквозь призму нотации, попевок, теоретических руководств. Лекция сопровождалась иллюстрациями и аудиоматериалами.

Знаменный распев – это основной вид древнерусского церковного пения. Название происходит от старославянского слова «знамя», то есть знак. Знаменами, или крюками, назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. Этот вид пения происходил от византийской певческой традиции и был распространен в Русской Православной Церкви с Крещения Руси и до XVII века. Знаменный распев — огромное достояние отечественной культуры. Он представляет собой особый пласт музыкального искусства, который вобрал в себя как национальное интонирование и фольклорные истоки, так и в переработанном виде элементы византийской церковно-певческой культуры. В дальнейшем он стал одним из главных истоков отечественной профессиональной музыки, придавая ей неповторимое своеобразие и высокую духовность.

ФОТО

Пресс-служба Саратовской епархии

 

Поделиться в: