Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Был бы я лучше, был бы и мир лучше»

Проповедь священника Аркадия Махсумова в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом.

 - Братья и сестры! Как мы знаем, каждая седмица после Пасхи наполнена особым смыслом, особым событием. Сегодня евангелист Иоанн напоминает нам историю об исцеление Господом слепорожденного человека.  Прошлый раз, когда мы говорили о расслабленном, это была история предательства. Человек исцелился и тут же предал Бога, а когда услышал от Него предостережение больше не грешить, озлобился и с еще большей решимостью продолжил свое предательство.

                              Мы еще не начали покаяние

 Сегодня мы слышим иную историю: Господь исцеляет слепого, совершает самое сильное чудо – прозрение человека. Слепому человеку, который даже не догадывался, как выглядит мир, вдруг открывается его Божия красота. Мы не можем даже представить, какой восторг испытал этот человек, когда прозрел. Находившиеся рядом с ним люди по – разному реагируют на это чудо. Ученики спрашивают Христа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9,3).

Эта ситуация про всех нас, мы всегда склонны искать виновных, а если виновный не найден, не успокоимся, пока не решим, по чьей вине произошло несчастье, нам непременно надо это выяснить. Не по грехам моим, не потому что я, грешный человек, постоянно испускаю в мир флюиды зла, недобрые поступки, эгоизм, самость, мир деградирует. В нем рождаются больные дети, происходят войны, природные катаклизмы, катастрофы. Мы не думаем, что был бы я лучше, был бы и мир лучше, эта мысль не приходит нам в голову.

Когда Адам согрешил и потерял бессмертие, весь мир стал тлеть. Как говорят святые отцы, мир наследовал тление вслед за человеком. Мы не думаем, что все, происходящее в мире, происходит из-за нас. Мне один человек как-то сказал: «Я осуждаю людей, потому что ненавижу неправду, так меня воспитали. Я честный человек и должен бороться со всяким злом». Мне трудно было убедить его в том, что бороться надо только с собой. А если мы до сих пор видим грехи других людей, значит, мы еще даже не начали покаяние.

                Наши несчастья – часть Божьего плана

 В древнем патерике есть история, когда святой отец на жалобу ученика  на своего брата,   сказал: «Наверное, ты уже достиг совершенства, победил все свои грехи, раз занялся чужими».  Так и в сегодняшнем евангелии ученики спрашивают: кто согрешил? А Христос отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его» (Ин.9, 3).

Мы когда грешим, оправдываем себя тем, что все такие же, а есть еще и хуже меня. А Господь говорит, что есть люди, которые не грешат и этим обличают нас. Слепой родился таким, чтобы «на нем явились дела Божии». Господь возложил на этого человека крест, и человек смиренно нес его до встречи с Богом.

Мы часто ропщем на Бога, нам кажется, что несчастнее нас нет никого. Мы даже не задумываемся, что это часть Божественного плана, и если мы донесем свой крест до определенного порога, то там, за этим порогом, нас ждет Христос.  Эта встреча может наступить сегодня, завтра, но мы не хотим терпеть, как терпел свое несчастье евангельский слепой.                      

                            «Верую, Господи!»

 Господь его исцеляет, и тут же поднимается волна осуждения, негодования. Возмущаются старейшины иудейские, но не потому, что им больше всех надо, а потому что они являются рупором народа, который испытывает те же чувства. Народ жаждет справедливости, мы все жаждем справедливости, призываем к ней, не понимая, что призываем тем самым гнев Божий на себя. Люди возмущены, что Христос исцелил человека в субботу, они призывают его в свидетели, хотят, чтобы он на своего Спасителя произнес хулу. Человек этот, прямой и честный, говорит, что не знает, кто его исцелил, тогда его начинают подводить к «правильному» ответу, убеждают, что в субботу такие дела не делаются, это не от Бога. А он простодушно отвечает, что без Бога такие дела творить невозможно: «Это удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи» (Ин. 9,30). Иудеи пытаются шантажировать родителей, и они, люди пожилые, дрогнули и сказали: «Не знаем, кто отверз ему очи, самого спросите. Пусть сам о себе скажет» (Ин. 9, 20, 21).

А исцелившийся слепой не дрогнул, хотя, казалось бы, откуда у него эта внутренняя сила? Ведь он всю жизнь зависел от других людей, был беспомощен. Но, видимо, в своем несчастье так привык надеяться на Бога, что перестал бояться. И когда Христос подходит к нему и спрашивает, верит ли он в Сына Божьего, тот, как ребенок, отвечает вопросом на вопрос: а кто Он? Это вопрос человека, который хочет верить в Бога, хочет увидеть Его. И Христос говорит ему: «Вот Он пред тобой».  И человек, жаждущий Бога, бросается к Нему со словами: «Верую, Господи!».

Очень много уроков для нас в этой евангельской истории. Здесь содержится прививка и от гордости, и от осуждения, и от зависти. Как мы не любим, когда на наших глазах кому-то становится хорошо. Мы любим несчастных, скорбящих, жалких, потому что радуемся, что чаша сия нас миновала. Пожалеть слабого легче, чем радоваться чужой радости. Человек прозрел, стал сильным, полноценным, и сразу же вокруг него разгорелись страсти. В нем открылось большое сердце, которое любит, жаждет Бога. Нам надо пытаться к этому приблизиться и не роптать на те немощи, которые Господь нам посылает для нашего спасения. Наши немощи – это повод для совершения Богом великих и славных чудес.  Аминь!

                

священник Аркадий Махсумов
Теги: неделя о слепом.
Поделиться в: