В Санкт-Петербурге открылась выставка «Реквием по храму», приуроченная к 130-летию закладки и 100-летию утери храма благоверного князя Александра Невского в Варшаве
5 сентября 2024 года в часовне-музее храма Воскресения Христова («Спаса на Крови») в Санкт-Петербурге открылась выставка «Реквием по храму». Она приурочена к 130-летию закладки и 100-летию утери храма благоверного князя Александра Невского в Варшаве (Польша) — выдающегося памятника русского зодчества конца XIX — начала XX века.
Молебен святому Александру Невскому совершил ключарь Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Роман Ковальский в сослужении клириков Пинской епархии (Белорусская Православная Церковь).
Директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров отметил, что было очень трудно собирать эту небольшую выставку, потому что все сохранившиеся фрагменты храма хранятся в основном в Барановичах (Белоруссия) и немного в Польше.
«Любая выставка знакомит нас с какой-то историей, — сказал в приветственном слове наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры г. Санкт-Петербурга епископ Кронштадтский Вениамин. — И сегодня мы прикасаемся к истории, которая говорит о величии того периода, потому что храм — это не только символ веры, но и символ величия. Вторая сторона выставки — это трагедия. Разрушить такую красоту — это надо не иметь сердца. Я часто говорю — что ты не создавал, не имеешь права и уничтожать. Сам собор был связан с именем благоверного князя Александра Невского, а для жителей Санкт-Петербурга это особый святой, покровитель нашего города. Эта выставка совпадает с юбилейным годом — 12 сентября мы будем праздновать 300-летие перенесения мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. И дай Бог, чтобы символ славы Александра Невского всегда был рядом с нами, и мы, имея такого святого, старались трудиться для нашей Родины».
Секретарь Пинского епархиального управления протоиерей Константин Балакай передал приветствие епископа Пинского и Лунинецкого Георгия.
«Господь всякую печаль перелагает на радость. И горе об утрате святыни в Варшаве Господь восполнил тем, что в Барановичах был заложен храм Покрова Божией Матери и появилась радость преемства в том, что нашему храму довелось хранить остаток того величия, который был создан в Варшаве», — отметил хранитель реликвий, клирик Покровского храма в Барановичах протодиакон Андрей Горбунов.
Юрий Мудров вручил клирикам Белорусской Православной Церкви памятные медали, отчеканенные на Санкт-Петербургском монетном дворе.
Председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам архимандрит Александр (Федоров) отметил, что благодаря выставке ее посетители видят не просто осколки былого величия собора, но и ту великую славу, которую имело русское зодчество.
Среди значимых экспонатов выставки — привезенные из Омска эскизы двух ангелов, созданных Виктором Васнецовым для собора святого Александра Невского. Особый интерес представляют проекты храма, созданные Леонтием Бенуа, а также его записная книжка и альбом с подборкой газетных статей. Важный раздел экспозиции посвящен творчеству художника-монументалиста Василия Беляева, представлены его многочисленные эскизы и дневник росписи малых алтарей. Также представлена уникальная серия фотографий из собрания Владимира Фролова, сделанная в день освящения собора 20 мая 1912 года, уцелевшие фрагменты мозаик варшавского собора, хранящиеся ныне в соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Барановичах. Большая часть экспонатов впервые представлена широкой публике.
Инициатором строительства храма святого Александра Невского выступил варшавский генерал-губернатор герой Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Иосиф Гурко. Инициативу поддержал император Александр III. Для храма выбрали самый центр Варшавы — Сакскую (Саксонскую) площадь. Автором проекта стал Леонтий Бенуа, иконографическую программу составил крупнейший специалист в области церковной археологии и истории христианского искусства Николай Покровский. Среди художников, которые расписывали собор, были Виктор Васнецов, Николай Харламов, Василий Беляев, Николай Кошелев, Николай Бруни. Мозаики по эскизам выдающихся мастеров были выполнены в частной мастерской Владимира Фролова. Храм, стоимость возведения которого превысила три миллиона рублей, строили на средства казны и народные пожертвования. Одним из крупнейших жертвователей стал святой Иоанн Кронштадтский. Освящение состоялось 20 мая 1912 года, но в июле 1915 года священнослужители были вынуждены оставить собор, поскольку в ходе Первой мировой войны территория Царства Польского оказалась под немецкой оккупацией. После провозглашения Польшей независимости был поднят вопрос об уничтожении православного храма, напоминающего о временах российского господства. В течение нескольких лет, с 1924 по 1926 год, собор варварски уничтожали тысячами взрывов.
Выставка доступна для посещения до 27 октября в часы работы часовни-музея.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru
10 сентября 2024 г.