Музыка Великого поста
Великий пост… Как дорого это время для души каждого православного христианина. Человек, живущий церковной жизнью, воспринимает эти дни как некий глоток целительной влаги, и как «олень прибегает на источники водные», так и душа рвется испить из неисчерпаемого источника милосердия Божьего, изливающегося на тех, кто принесет истинные плоды поста. Ведь одно, когда человек сам сокрушается о своих грехах, и другое, когда вся Церковь Православная «едиными усты и единым сердцем» возносит покаянные слезные молитвы ко Господу, просит о помощи в исправлении от злых дел и укреплении в добродетелях для своих чад.
Готовимся к посту
Святая Церковь в богослужебных текстах и песнопениях Четыредесятницы, словно любящая мать, преподает своим детям все средства к несению великопостного подвига, указывает на многочисленные примеры покаяния и исправления, предостерегает от возможных падений и ошибок.
Резкий переход от рождественских и зимних праздников к покаянию и строгому воздержанию сложен. Понимая это, много столетий назад христиане установили четыре подготовительные седмицы к Великому посту — о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде (Мясопустную) и Сыропустную неделю (Масленицу). Церковь постепенно приучает христиан к увеличению продолжительности богослужений и к воздержанию в пище.
В последние недели перед строгим постом в богослужения вводятся особые молитвы и песнопения, в которых вспоминается вся история человеческого грехопадения, сопровождаемая непрерывной борьбой с грехом. Мы вспоминаем Адама и Еву, вавилонское рабство иудеев, которое сравнивается с порабощением души грехом, верность праведного Иова и множество других библейских сюжетов.
«Покаяния отверзи ми двери»
С Недели о мытаре и фарисее в богослужение вводится песнопение «Покаяния отверзи ми двери». Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам пост. Оно появляется с началом пения Постной триоди. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской.
Для того чтобы понять смысл этого произведения, надо обратиться к евангельскому чтению этой Недели, а именно к притче о мытаре и фарисее. Основание всех подвигов — смирение, без которого все наши добродетели и усилия тщетны. А гордость, мнение о своей праведности с уничижением ближних препятствует покаянию и спасению. Поэтому именно с этой притчи и начинается подготовка к Великому посту.
Особую роль в восприятии молитв играет музыка. Ведь именно она, конечно, в содружестве со словом молитвенных текстов, настраивает молящихся на нужное состояние. Многие композиторы писали мелодии к стихире «Покаяния отверзи ми двери». Это и Дмитрий Бортнянский, и Павел Чесноков, и Александр Копылов. Но наиболее традиционным и часто исполняемым в наших храмах является произведение Артемия Веделя. Оно хотя и отличается от строгих знаменных распевов, но очень трогательно и всем понятно.
Это произведение являет собой яркий пример итальянского партесного стиля, который ворвался в русское богослужебное пение при императрице Анне Иоанновне. Композиторы Арайя, Галуппи, Сарти, Мартини, Сальери, Чимароза, Паэзиелло, Карцелли — вот далеко не полный список фамилий итальянских композиторов, работавших в России в XVIII веке. Но не только итальянским композиторам мы обязаны распространением в России итальянского концерта. Их прилежные ученики — Д. Бортнянский, А. Ведель, С. Дехтерев, М. Березовский, С. Давыдов и другие — сделали для его популяризации даже более своих учителей. И несмотря на гонения на церковное искусство в ХХ веке, произведения этих авторов до сих пор радуют нас своим звучанием в православных храмах и с концертной эстрады.
Вообще, вся музыка подготовительных седмиц и самого Великого поста направляет человека на размышление: «А все ли я правильно делаю? Чисты ли мои помыслы?». Помогает человеку задуматься об образе своей жизни, по другому взглянуть на свои поступки. Она возбуждает в душе верующего слушателя покаяние о грехах и размышления о том, какой великой ценой искуплены люди от ада и смерти.
В Неделю о мытаре и фарисее также начинается пение текстов из Постной Триоди. В составлении этих песнопений потрудились знаменитые святые отцы и учители Церкви: преподобные Феодор и Иосиф Студиты, святители Анатолий Константинопольский, Косьма Маиумский, Андрей Критский и многие другие песнотворцы. Замечательным примером гармонизации текстов из Постной Триоди являются произведения архимандрита Матфея (Мормыля). Будучи преподавателем и регентом мужского хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, он сделал множество переложений и гармонизаций для мужского и смешанного хора. Также он является автором многих чудесных произведений. Его музыка следует древним традициям православного пения.
«На реках Вавилонских»
В Неделю о блудном сыне и в два последующих воскресения, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь 136-й псалом «На реках Вавилонских». Он поется в добавление к обычным торжественным и прославляющим Бога псалмам: 134-му («Хвалите Имя Господне») и 135-му («Исповедуйтеся Господеви яко Благ»).
Псалом 136-й — это историческая новелла о жизни иудейского народа в вавилонском пленении. Главная причина этому — нераскаянность иудейского народа. Песнопение побуждает грешного человека освободиться от своего греховного состояния, показывая в качестве примера состояние иудейского народа, который осознал свое плачевное положение, находясь в вавилонском плену.
К тексту этого псалма обращались такие композиторы, как А. Ведель, Н. Римский-Корсаков, А. Кастальский, П. Чесноков и многие другие. Произведение П. Чеснокова очень изобразительно по своей сути. Изломанная мелодия, неровный ритм и яркие, сочные гармонии передают весь трагизм состояния иудейского народа. В Свято-Троицком кафедральном соборе Покровска часто исполняется произведение архимандрита Матфея (Мормыля) для хора и солиста. Это песнопение знаменного распева лишено внешних эффектов, может быть, не так волнует, но рождает очень мирное и светлое состояние души, хотя при этом достаточно динамично.
«Помышляю день страшный»
Далее следует Неделя о Страшном Суде. Представление о последнем Суде мы можем почерпнуть прежде всего из того евангельского фрагмента, который иногда не вполне точно именуется притчей о Страшном Суде. Между тем это не притча, не иносказание, а слова Спасителя, в которых Он достаточно прямо изображает то, как будет происходить Суд в конце времен.
На последнем Суде отнюдь не будет места злорадству, нам некогда и незачем будет наблюдать тогда за тем, какие обвинения будут выдвигаться против других людей — вполне будет достаточно собственных грехов и проступков. Все мы, как говорит песнописец, будем стоять перед Судьей, будто нагие и уже осужденные, — ибо ничто не укроется от Его взгляда, равно как ничто невозможно будет нам спрятать от суда нашей собственной совести.
Триодные песнопения службы Недели о Страшном Суде исполнены трепета и страха пред грядущим испытанием, стихиры и тропари насыщены покаянным чувством, осознанием нашего недостоинства — но вместе с тем здесь есть место и надежде, и упованию, и радости: «Возжеленнаго Твоего гласа, святыя Твоя зовущаго на радость, да услышу и аз окаянный, и обрящу Царствия Небеснаго неизреченное наслаждение».
Текст одной из стихир Постной Триоди, а именно «Помышляю день страшный», очень часто гармонизуется и исполняется на воскресной Литургии как концерт. Наиболее ярким и динамичным является произведение А. Архангельского. Через сочные гармонии, хроматизмы и динамические контрасты композитор в полной мере передает смысл текста. Постоянно на протяжении всего произведения присутствует интонация плача. В самом конце произведения хор сходится в благозвучной, тихой молитве, прося Господа помиловать и простить грехи человека.
«Седе Адам прямо рая»
В песнопениях Сырной седмицы, следующей далее, воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела, и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать.
На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому посту. Потому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем.
На Прощеное воскресенье одним из самых запоминающихся произведений является стихира «Седе Адам прямо рая», которую в нашем соборе исполняют на музыку А. Третьякова. Не только текст, но и сама музыка в этом песнопении передает предельную скорбь человека, его глубочайшее раскаяние, она пронизана интонациями плача, рыданий: «Раю мой, раю!». Композитор стремится не только запечатлеть в сознании слушателя эти скорбные слова, но и выделяет их средствами музыки.
Великий пост и подготовка к нему — это время прекрасных, сокровенных служб, которые сопровождаются проникновенными и удивительными песнопениями. Своею трогательностью великопостные песнопения потрясают, умиляют и смягчают наши сердца, делая их способными воспринять конечную цель поста — радость Христова Воскресения.
Анна Лицова
Стихира
«Седе Адам прямо рая, / и свою наготу рыдая плакаше: / увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу / и окрадену и славы удалену! / Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! / Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: / ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: / в землю бо пойду, от неяже и взят бых. / Милостиве щедрый, вопию Ти: / помилуй мя падшаго».
15 марта 2016 г.