Святые выбирают нас
Ответить на вопрос, кто мой любимый святой, для меня так же сложно, как и сказать, кто из моих детей самый любимый. Святые, как и дети, приходят в нашу жизнь в свое время — кто-то раньше, кто-то позже, и мне каждый из них дорог и любим. И с каждым из них происходит своя, особенная встреча. Так произошла в моей жизни встреча со святителем Лукой (Войно-Ясенецким).
Встреча с этим святым состоялась в моей молодости, лет 18 назад. Тогда я была абсолютно невоцерковлённым человеком, но сегодня с уверенностью могу сказать, что свой нелегкий путь к вере я преодолела во многом благодаря ему.
Это было в Москве. Я работала редактором журнала для специалистов в области ухода за пожилыми людьми, часто посещала дома-интернаты, пансионаты и хосписы, много общалась с персоналом и самими подопечными. Как-то в доме-интернате № 29 одна из старушек (я ее образно причислила тогда к разряду «Божий одуванчик») сказала мне: «Оленька, ты счастливая, у тебя еще вся жизнь впереди, а я стою у финишной черты. Я много бед видела в своей жизни, но этот святой мне всегда помогал. Пусть он хранит и тебя». С этими словами бабушка Оля протянула мне маленькую картонную иконочку. На ней был какой-то святой.
Пожилые частенько дарили мне разные сувениры: салфетки, связанные своими руками, коробочку вкусного чая, шариковые ручки и даже теплые шерстяные носочки. Оказавшись в госучреждении, по сути брошенные детьми и внуками, они все еще хотели дарить частичку своего тепла, окружить хоть кого-то своей заботой. Ту иконку я приняла от Ольги Васильевны как память о человеке с удивительной судьбой, сумевшей смириться со сложностями и болью и остаться душевным человеком. Первое время я использовала ее как закладку для своего ежедневника, а потом вовсе про нее забыла.
Прошло пять лет. Я уже два года работала редактором сайта православного журнала для детей и юношества «Вверх», воцерковлялась с каждым рабочим днем. Но вместе с тем, как я мужала духовно, здоровье все больше подводило. Приступы астмы изводили своей частотой. Я задыхалась, несколько раз на неделе приходилось обращаться в «скорую». Рука от множественных инъекций уже не удерживала чайник.
И вот один из докторов направил меня на УЗИ щитовидки. Зачем больной с астматическим статусом проверять щитовидную железу? Я пошла в поликлинику, что называется, «для галочки», чтобы больше к этому вопросу не возвращаться. Комментарий доктора, проводившего УЗИ, разрезал воздух: «У Вас диффузный зоб с повышенным кровоснабжением, нечеткими краями и плохой эхогенностью. Срочно нужно расставаться с этой гадостью, иначе она Вас удушит».
Плохо понимая истинный смысл этого диагноза, я поехала в редакцию. Пыталась работать, но эта гадость поработила мои мысли. Решила написать по электронке знакомому медику. Как сейчас помню: в тот день я получила редакционное задание — подготовить материал о святителе Луке (Войно-Ясенецком). На мониторе была открыта его икона, и я старательно перебирала в памяти, где его раньше могла видеть. Ну, конечно, это он! Вспомнила старушку «Божий одуванчик», и в этот момент раздался звонок от знакомого доктора: «Оля, это очень похоже на рак, медлить нельзя».
Когда пункция подтвердила самое страшное, в голове крутилась только одна фраза: «Я стою у финишной черты». Статью о святителе Луке я писала как прощальную с читателями, с журналом, с…
Каждый день я обращалась в молитвах к Богу и к своему святому. Верила, что знакомство с ним — не случайность, а Божья милость в умягчение моей души. Просила об одном — дать мне силы достойно финишировать. Мы все смертны, но, только зная, что тебе осталось не больше полугода, ты действительно начинаешь чувствовать дыхание смерти, осознаешь свою ничтожность, понимаешь, сколько добрых дел не завершено и не сделано.
Я зачитывалась житием святителя Луки и всегда восхищалась, насколько он был переполнен желанием помогать людям, как в неимоверных жизненных трудностях смог сохранить веру и укрепить в ней окружающих его людей.
Дома я отыскала ту самую иконку, подаренную Ольгой Васильевной. Подолгу смотрела на образ святого, и на душе становилось спокойно. Как бы это описать… какое-то отреченное от земного спокойствие. Меня будто обволакивало мягким теплом, и я засыпала. Это покажется удивительным, но я умирала, а мне не было страшно. С этой иконкой я отправилась на операцию, полностью отдавая себя в руки Божии…
Верую, что знакомство со святителем не было случайностью. Он для меня стал духовным наставником, если так можно сказать — мерилом правильной жизни. После успешной операции я ощущала неимоверное желание быть полезной людям. Ведь раз там, наверху, решено было отправить меня на штрафной круг — это не просто так.
Когда оправилась после операции, мне посчастливилось работать в составе Фонда Чулпан Хаматовой в Российской детской клинической больнице. Маленьким пациентам «ракового корпуса» я преподавала русский язык. И я, и родители ребят понимали, что им сейчас не до существительных и разборов слов, но мы знали, что учеба на больничной койке помогает им хоть немного отвлечься. После урока я обязательно рассказывала им о святых. И лучше всего больные детки слушали истории про батюшку Луку. Как-то мой ученик Максим поделился: «Я видел такую икону у врачей в ординаторской. Я верю, что святой Лука мне поможет». Так вместе со святителем нам удавалось побеждать их недетские страхи.
Святой явил немало чудес в моей жизни. Это и венчание после моего дня рождения, которого по прогнозам врачей не должно было быть, и наш сынок, которого по молению святому мы обрели в одном из детских домов. А мой штрафной круг — это ли не чудо?!
Я мысленно разговариваю со святым, делюсь радостью и своими переживаниями. Знаю, что святитель Лука без покровительства не оставит. И еще он помог мне понять простую истину: это не мы выбираем себе святых, это они выбирают нас!
Ольга Павлова
* * *
Тайна Царства Божия в сердце нашем
Мы совершенно не знаем путей благодати Божественной, как не знает сеятель, каким образом возрастает из семени пшеничный колос с крупными зернами пшеницы. Он спит и встает, делает свои дела, а колос растет — он только ждет жатвы. Так и в нашей духовной жизни творится великое дело возрастания в нас добродетелей и совершенства духовного силой Божественной благодати.
Я сказал, что мы часто совсем не замечаем, как действует на нас Божия благодать, совершенно не понимаем тех событий жизни нашей, которые отмечены ее несомненной печатью, но когда состаримся и обозрим всю прожитую жизнь, то часто с удивительной ясностью открываются нам необыкновенные пути действия благодати Божией в сердце нашем.
Мы вспоминаем события нашей жизни, вспоминаем свои мысли, чувства, свои давно прошедшие ощущения, и все это представляется нам в совершенно новом свете, и озаряется ум наш познанием путей Божественной благодати. Понимаем, что те мысли, те стремления, те дела, те события нашей жизни, которым мы не придавали никакого значения, когда они происходили, — направлялись Божественной благодатью.
Мы увидим, что жизнь наша была удивительным образом направлена Богом к тому, чтобы, прожив эту жизнь, мы вошли в Царство Божие. Так происходит этот таинственный, Божественный процесс попечения Божиего о том, чтобы открылось в сердце нашем Царство Небесное. Будем же внимательны к тому, что происходит в жизни нашей; особенно будем остерегаться роптать на Бога, будем терпеливо переносить горести и страдания, ибо именно путем страданий созидается Царство Божие в сердцах наших. Будем всегда благодарить Бога за все доброе и за все злое, что испытываем мы в жизни нашей!
Из проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
13 июня 2016 г.