Любимый всеми
Еще при жизни он обрел славу святого. Афонские старцы считали: такие как он бывают раз в 700 лет. Божий дар людям нашей эпохи, неотмирный, исполненный духовности, стремящийся к Христу, любимый всеми народами. Такими «титулами» преподобного Паисия Агиорита, или Святогорца, наградил православный мир. А Священный Синод Вселенского Патриархата 13 января 2015 года, причислив его к лику святых, назвал «вселенским чудотворцем».
В монашестве отказано
Намеренно о святом старце никто не собирал информацию. Однако ее количества хватило на десятки книг, биографических или повествующих о его чудесах и поучениях. Самой пространной биографией стало «Житие старца Паисия Святогорца», составленное иеромонахом Исааком из ответов святого на вопросы о монашеской жизни с примерами пережитых событий и впечатлений тех, кто знал старца. Тогда было достаточно того, что старец есть, но все равно люди хотели сохранить этот «эффект присутствия»: духовное благоухание и мед его слов, сияние его лика, аскетизм подвижника первых христианских веков из Фиваиды и Иорданской пустыни, дающее крылья благословение, знания небесного университета и гостеприимство его архондарика под открытым небом.
Кстати, знакомство России с афонским монахом началось с творения священника Дионисия Тациса «Архондарик под открытым небом». По словам Епископа Покровского и Николаевского Пахомия, эта книга совершила переворот. Церковные люди услышали живое слово живого святого.
Арсений, в будущем старец Паисий, родился 25 июля 1924 года в селении Фарасы Каппадокийские. Имя и крещение принял от святого Арсения Каппадокийского, предрекшего ему монашеский путь. Мальчик чувствовал Божественное призвание. Впоследствии, когда ему предлагали стать священником, он отказывался: «Я монах. Мой приход — весь мир». Арсений молился ночами, после школы, забыв о еде и отдыхе, брался за Евангелие или жития святых, строго постился, проводил дни в горах, в посте, молитве, чтении и поклонах. Подражая Христу, он освоил плотницкое ремесло и открыл мастерскую.
Арсению долго не удавалось стать монахом — мешал то возраст, то обстоятельства. И все же он надеялся удостоиться жизни пустынников. Так и случилось. С детства Арсений терпел невзгоды: выселение из родного дома в Коницу на фоне греко-турецкой войны, забота о большой семье, тюремное заключение, служба в действующей армии в период Гражданской войны в Греции. Он был опорой матери и сестрам, пока отец и старшие братья воевали. Позже сам ушел на фронт. Три с половиной года он служил радистом, подвергался смертельной опасности. При этом Господь не только не попустил Своему будущему служителю убивать людей, пусть и при выполнении воинского долга, но и открыл будущее — Арсению предстояло стать величайшим молитвенником, или, как он сам себя называл, «радистом Бога». «Что такое наша молитва? Это как мобильник взять, по определенной частоте соединиться с другим человеком. Так же и с Богом — на той же частоте. А частота эта называется „смирение“. Пока мы не смиримся, если мы с гордостью будем — мы не попадем к Богу», — говорил преподобный.
На Святой Горе и за ее пределами
Монастырь Эсфигмен со строгим порядком, многочасовыми богослужениями и тяжелыми послушаниями стал первым местом подвига Арсения. По его признанию, чтобы прожить там Великий пост, надо взойти на Голгофу. Арсений трудился в трапезной, пекарне, столярке, поддерживал чистоту в храмах вне монастыря и совершал аскетические подвиги: на службе не садился, зимой обходился без печки и теплых одежд, спал на каменных плитах. Он подвергался искушениям. Враг устрашал обликом, смущал мыслями о родных, ведь отрыв от плотской семьи, вхождение в семью Бога монах переживает тяжело.
Арсений считал себя недостойным великой схимы, кроме того, стремился к безмолвию и пустынничеству. Его желания не сбылись. В монастыре Кутлумуш его постригли в рясофор с именем Аверкий, в обители Филофей — в мантию с именем Паисий. От Самой Божией Матери монах Паисий получил повеление оставить уединение и идти к людям. Его духовник русский монах Тихон тоже указал ему на это делание.
Следуя заповеданному, монах Паисий откликнулся на просьбу остановить протестантскую ересь в местечке близ Коницы. Во время миссии он жил и трудился в сгоревшей обители Рождества Богородицы (Стомион), которую назвал «садиком Святой Богородицы» в напоминание об Афоне.
По приглашению Синайского архиепископа Порфирия старец отправился на Синай. Простодушный, трудолюбивый аскет питался чаем и сухарями, иногда варил рис в консервной банке. Все его хозяйство состояло из этой банки, ложки, кремней и бутылочки с бензином. Его уклонения от обеда, страшная худоба и кашель были свидетельством и аскетических подвигов, и надвигающейся беды. Будущий святой перенес тяжелую операцию и лишился части легких, получил осложнения на глаза. Несмотря ни на что, он благодарил Бога и продолжал труды в Его славу. В больнице за монахом ухаживали, как оказалось, будущие насельницы Свято-Иоанно-Богословской обители в Суроти, которую ему доверил основать и окормлять почти тридцать лет Сам Господь.
В бегах
Старец Паисий подвизался в разных монастырях, жил в каливе Честного Креста — келье своего духовника. Но скрыться от мира не смог, а потому принес себя в жертву. Ради паломников поселился в доступном для них месте. Его келья Панагуда стоит среди кипарисов на холме Афона, в прозрачной тишине. Внутри есть храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, комната самого старца, архондарик (гостевая) и мастерская.
Старец Паисий с любовью и заботой относился к людям. Лично встречал паломников под пение птиц, усаживал во дворе на деревянные чурбаны, угощал лукумом, фруктами и водой. В беседе старался быть частью компании, а не центром внимания. Пришедших называл по имени и тут же давал ответы. Вопросы были на самых разных наречиях, а ответы — на греческом. Язык не был преградой, все понимали старца.
Посетители приходили ежедневно, но не всегда подвижник мог и считал нужным уделить всем внимание. Он был занят молитвой и трудом, опасался «духовного туризма» и не хотел, чтобы к нему приходили как к диковинной зверушке. И все равно, несмотря на усталость и занятость, каждого он обнимал любовью, омывал молитвой и учил безмолвием. Снаружи кельи старец Паисий оставлял «эвлогию» — ящик с угощением «на благословение», кружки и записку: «Не ждите напрасно. Напишите ваши имена на бумаге, и я буду молиться за вас, и этим помогу больше, чем своей болтовней».
Святой создал совершенно новое, не книжное богословие. Не имея образования, наставлял прославленных греческих профессоров, просто говорил о глубоких истинах. Старец не говорил поучений как таковых: он беседовал и вязал четки, поглаживал котенка или поливал огород. Он учил одним обликом. С трепетом и радостью мир встретил огромное наследие старца, среди которого — шесть томов «Слов» преподобного. Книги «С болью и любовью о современном человеке», «Духовное пробуждение», «Духовная борьба», «Семейная жизнь», «О молитве» — это рассуждения старца обо всем, что тревожит человека, это призывы к покаянию, смирению и общению с Богом в молитве.
Всю жизнь старец помнил о смерти и предчувствовал исход (святой страдал от рака). Он приготовил крестики и иконки, чтобы люди молились о нем. Последний год старец Паисий провел в Суроти. С трудом и страданиями он ходил на Литургию. Причащаться в келье отказывался: «Не Христос должен идти ко мне, а я к Нему». Земной путь преподобного завершился в 1994 году. Последним пристанищем стал Свято-Иоанно-Богословский монастырь, храм преподобного Арсения Каппадокийского. Даже после смерти святого окружают люди — к месту его упокоения за молитвенной помощью приходят тысячи верующих.
«Я не был знаком со старцем, но его пример, поучения потрясли меня, поддержали на монашеском пути. Старца очень любят в России. Он стал нам родным, потому что был живым, с чувством юмора, фантастической силой духа, безжалостным к себе и своим немощам, но ласковым к людям. Его слово было с властью, потому как все, о чем говорил, он исполнил», — говорит Владыка Пахомий.
Действительно, старец Паисий оставил глубокий след в душах людей. Во имя святого возведены храмы, не только в Греции. На сегодняшний день ему составлены акафисты и восемь служб! А в год его канонизации Священный Синод включил преподобного Паисия в месяцеслов Русской Православной Церкви и установил днем памяти день преставления — 12 июля. В память о старце снято немало фильмов. Широкую известность получило киножитие — шестисерийный фильм «Паисий Святогорец» (2012), который представили режиссер Александр Куприн и главный редактор журнала «Покров» игумен Киприан (Ященко). Предложение экранизировать житие Паисия Афонского по одноименной книге русским поступило от ученика святого. Будущие создатели недоумевали, почему именно русские должны делать фильм об афонском монахе, на что от того же ученика получили ответ: «Русские — это вселенский народ, и старец сам — вселенский». И потом святые — достояние всего мира, а не только своей земли.
Дарья Хохлова
12 июля 2017 г.