Лето, солнце, пляж и храм
На термометре +40 градусов, и солнце нещадно палит. Не лучший день для интервью. Но я даже иду пешком. Из принципа. Чтобы проверить, прав ли был батюшка, когда сказал, что этот храм не по пути, и сюда нужно идти персонально. И ненароком не оказаться на пляже. Сквозь трепещущее марево золотыми лучами прямо в глаза бьет пока единственный купол храма в честь Преображения Господня г. Покровска (Энгельса).
Облако из кружев
«Храм в честь Господского праздника должен быть в любом городе. Потому что это свидетельство о славе Божией. Мне кажется, что храм в таком живописном месте, да еще в честь такого праздника будет напоминанием о преображающейся душе человека и этого прекрасного места», — рассуждает благочинный Покровского округа, настоятель храма священник Виктор Тихонов. Свидетельств и напоминаний действительно хоть отбавляй. На Банном озере, где стоит храм, даже цвета Господские. Круглый год. Здесь луг залит светом или укрыт огненной листвой, здесь вода сверкает не бликами, а драгоценной россыпью, здесь снег слепит искрящейся белизной. Здесь будет двухуровневый пятиглавый красавец-храм, с трапезной, библиотекой, крестильней и воскресной школой внутри. Высокий и величественный, в хрупких узорах и лучших традициях ярославского зодчества XVII века, он будет словно легкое «облако из бело-красных кружев», как бы сказал академик Д. С. Лихачев, словно пряничный домик из сказки. Самобытный и очень русский, как говорит сам настоятель.
Звон газовых баллонов
Котлован на участке появился на удивление быстро. С проезжей части было видно — работа кипит. Ходят строители, гудит техника. Сейчас ни того, ни другого. Котлован желтеет сухой землей и зарастает бурьяном. Не так давно настоятель совершил в нем молебен о призывании помощи Духа Святого перед началом всякого благого дела, чтобы укрепить верующих, благословить рабочих и ктиторов. Оглядывая участок, отец Виктор добавляет: «Пока строительство остановлено. В связи с высоким уровнем грунтовых вод необходимо перепроектировать фундамент». И это только одна из причин. Но батюшка не отчаивается. Мы возвращаемся в 2015 год, когда кроме благословения Епископа Пахомия ничего не было. «Я постоянно убеждаюсь, что храм строит не священник и даже не ктиторы. Его строит Господь. Конечно, от духовенства и мирян требуется многое: пожертвования, помощь в быту, да хотя бы личные переживания от неустроенности молитвенного места… И еще кое-что, более важное — молитва», — делится мыслями отец Виктор. Поэтому, как только прозвучало: «Храму быть!», священник занялся устроением временного помещения для богослужений, которым нам ниспосылается благодать Божия. Первую Литургию на престольный праздник совершил священник Аркадий Махсумов. Почти что на лугу. Какой там иконостас! Ни пола, ни потолка. Потом акафисты празднику стали читать, и пошло дело. Стальной скелет стал обрастать. Заболели судьбой новорожденного храма прихожане Свято-Троицкого кафедрального собора. Во-первых, молиться усердно начали, во-вторых, делом помогать. Не прошло и полгода, как трудами отца Аркадия вокруг храма вырос забор. Позже появилась добротная бетонная отмостка и отделка, бордюры, клумбы. Внутри установили иконостас, разметили первую утварь, повесили иконы, оборудовали свечную лавку. Осень стала временем победоносного шествия к открытию полноценного храмового помещения. В октябре Владыка Пахомий освятил место будущей стройки, а в ноябре отец Виктор — купол и крест. Снова при поддержке прихожан. А знаете, что разносится по окрестностям и над Волгой перед службой? Звон обрезанных газовых баллонов, или «кастрюлек», как их назвал Владыка. Колокола — дорогое удовольствие. Но не это же главное! Отец Виктор признается, что на таком «оборудовании» звонил все детство. Сейчас он так мастерски это делает, что от звука колоколов и не отличить.
Хор тоже «самодельный» — из 4–5 прихожан. «Сначала мы всем храмом пели акафисты, ну, как пели…» — рассказывает алтарник и на все руки мастер Павел Борисович Татаринцев. Как бы ни пели, а отец Виктор сказал, что надо. С желанием, с молитвой. Вот чудеса: стало получаться. И регент нашлась. По признанию певчих, молоденькая Ольга Катаева отлично знает службу, понятно дирижирует (выпускница Саратовского Межъепархиального женского духовного училища все-таки) и немного смущается. Зато знает, для чего она здесь — качество ее работы слышно. Певчие тоже не отстают, черпают знания на профильных курсах в Покровском образовательном центре.
Наедине со всеми
Наконец, 12 декабря в храме совершилась Архиерейская служба — чин положения антиминса и Божественная литургия. Накануне вечером отец Виктор вместе со строителями и свечницей, начинающим катехизатором, постоянной прихожанкой и сторожем храма Анной Вячеславовной Андреевой вели последние приготовления: красили, вешали батареи, отмывали от строительной пыли помещение, которое потом не раз расширяли. В праздничный день храм пусть и не ломился от народу, все равно был полон, а на следующий день… совершенно опустел. Батюшка уехал, так как у него еще несколько приходов да обязанности благочинного, ну а людей здесь в принципе особо и не было. Анна говорит, что местные жители — редкие гости. Разве что три-четыре человека из соседних домов. И для кого тогда все это?
«Для детей, потому что они — будущее нашей Церкви», — отвечает местная жительница Ирина Аукина, которая и сама пришла в храм из-за ребенка, родившегося с тяжелым неизлечимым заболеванием. «В этом районе храм нужен. Здесь частный сектор, новостройки. На службах я вижу молодые семьи с ребятишками. Да и своего ребенка я теперь могу чаще причащать. Вся моя семья обрадовалась, узнав, что тут будет храм», — заключает женщина.
Иногда приходит Любовь Ивановна Робякина и полдня читает акафисты — не хочет, чтобы храм без молитвы стоял и пустовал. Иногда заходит баба Валя — Валентина Ивановна Бурмистрова. А баба Валя — это сила и даже ловкость. В свои семьдесят шесть она, маленькая и шустренькая, и денег на мебель в храм способна собрать, и снег почистить, и забор помыть, и субботник за собой повести. Это к вопросу о том, как помочь храму. Приходите сюда в любое время, занятия найдутся.
«Богослужение здесь совершают раз в неделю, по субботам. Чаще не получается. Не хватает священников. Я и сам последний раз служил в этом храме месяц назад, — продолжает отец Виктор. — А служить здесь надо, потому как Литургия есть освящение любого места». В общем, по мысли настоятеля, будет служба, молитва — будут и люди.
Кстати, прихожане, а их иногда собирается до 50 человек, у батюшки молитвенники. Чтобы строительство шло хоть мелкими шажками, смело берут дополнительное правило. И ведь откликается Господь! Нет-нет, да приходят новые люди. В церковной книге уже ведется летопись — зимой настоятель окрестил двух малышей. «Представляете, привезли сюда купель, воду, кипятильник. Здесь-то ничего этого нет! Недавно еще несколько человек звонило по поводу Крещения», — рассказывает Анна Вячеславовна. Действительно, перед сегодняшней вечерней службой отец Виктор беседовал с несколькими парами.
«Как это на месте?»
Сегодня в храме праздник. После вынужденного длительного перерыва будет служить настоятель. Это удивительно, но к службе все готово. Храм такой маленький, чистенький. Наиаккуратнейшей. При никаком бюджете в храме все гармонично, интерьер выдержан в едином стиле. Даже заглянувшие сюда мальчишки сказали: «Вот это иконы! Как здесь красиво!»
А еще у нас прохладно, и мы с Павлом Борисовичем и Анной Вячеславовной пьем чай. И прохлада, и чай — наука отца Виктора. После службы настоятель с прихожанами пьет чай, с самоваром и домашними вкусностями, беседует о церковной жизни, молитвенном делании, важных частях Литургии, бывает, на вопросы о событиях в жизни государства и Церкви ответит. Любят, уважают, ждут верующие своего пастыря и признаются, что на приходе чувствуют себя как в дружной семье. Да и сам настоятель не скрывает, что паства у него замечательная, а в храме по-домашнему хорошо и спокойно.
«Мне нравится, когда здесь люди. Сразу видно, в храме есть жизнь и что-то делается. Ну нет у меня терпения, скорее бы строители за водой стали бегать, скорей бы новый храм вырос, а все на месте стоит», — вздыхает Анна Вячеславовна. «Как это на месте? Храму всего ничего, а сколько сделано!» — не соглашается Павел Борисович. «Конечно, утварь нужна, крест, много чего, — говорит алтарник, — но мы молимся, и Господь нас не оставляет». Вот, например сервиз, что у нас на столе, — чье-то нужное и своевременное пожертвование. Как и вода. Несмотря на то что здесь тебе и Банное озеро, и Волга, водопровода нет. Воду привозит прихожанин Александр Николаевич Коноваленко. Случается, что ее хватает на клумбы и мини-огород.
А вот отец Виктор решение всех трудностей видит в переносе службы с субботы на воскресенье. Вот тогда тут развернуться можно будет! Вагончик для воскресной школы поставить, чтобы после службы занятия с воспитанниками проводить, трапезную и детскую площадку установить.
За храмовой оградой парковка для отдыхающих забита под завязку. В храм никто не заходит. «Надеюсь, кто-нибудь когда-нибудь на звон наших баллонов откликнется», — задумчиво говорит батюшка. И я решаю остаться и поучаствовать в службе, тем более, сейчас ведь в хоре требуется сопрано?
Фото Алексея Лузгана, Екатерины Шматко
Дарья Хохлова
16 августа 2016 г.