С радостью о Воскресении
В девятый день после Пасхи православные празднуют Радоницу, день особого поминовения усопших, который в этом году выпадает на 24 апреля. Это не только день поминовения, но и возможность для каждого верующего разделить радость Пасхи с умершими родными и близкими.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Этимологически слово «радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы сразу после Светлой пасхальной недели как бы обязывает христиан не углубляться в переживания о смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Радоницу также называют еще «Пасхой мертвых», так как на Пасху на небесах ликуют во сто крат радостнее, чем у нас на земле. Тому есть дивный пример: однажды один благочестивый старец Киево-Печерской Лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!».
Панихида на Радоницу приобретает другой смысл — пасхальный — и состоит из пасхальных стихир, песнопений, тропарей. Все поется радостно, торжественно. Православные молятся не о прощении грехов усопших, а приветствуют их: «Христос Воскресе!».
Распространившийся же в советское время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Именно на Радоницу совершается поминальная трапеза, а часть приготовленного отдается нищим на помин души. Нужно помнить, что совершенно недопустимо распивать на кладбище водку, выливать ее на могилу. Этим оскорбляется память усопшего. К тому же это проявление языческих суеверий, которые для православного являются грехом.
Правильнее будет на кладбище зажечь свечу и помолиться об упокоении душ наших дорогих усопших. Кладбище является священным местом, где покоятся тела умерших, наших близких, до их воскресения. И соответственно, могила является местом будущего воскресения умершего. Это реальное, живое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых».
Молитва за усопших — это самое большое, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в храме. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. После Литургии нужно отслужить панихиду. И, конечно же, молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
«Постараемся же, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — призывает нас святитель Иоанн Златоуст достойно, по-христиански разделить радость праздника Пасхи с нашими близкими, которых уже нет рядом.
Наталия Бондаренко
23 апреля 2012 г.