Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Крещенские истины и суеверия

Церковные праздники издревле окружены мистическими слухами, смешными и не очень поверьями, а в большинстве случаев незнанием, которое едва ли можно назвать обаятельным. Не будем искать причин этому, лучше узнаем, как должно быть на самом деле. На самые распространенные вопросы о празднике Крещения Господня отвечают клирики Покровской епархии.

5 (3).jpgОтвечает священник Алексий Талалаев:

— Правда ли, что у праздника Крещения Господня есть другие названия?

— Крещение — один из самых древних праздников наряду с Пасхой. О нем мы можем узнать из апостольских посланий. Церковь называет Крещение праздником Святых Светов, Богоявлением и Просвещением. Просвещением — потому, что в древности человек в течение длительного времени проходил огласительные беседы, предшествующие Таинству Крещения, которое совершали накануне великих праздников, в том числе и Крещения Господня.

— Почему воду освящают два дня подряд?

— С IV века в Иерусалимской Церкви воду освящали дважды: накануне праздника и в сам праздник Крещения. В первом случае — для людей, готовящихся принять Крещение, в храме, во втором — на источниках. 18 января мы освящаем воду в честь Таинства Крещения оглашенных, совершавшихся в древности, 19 января — в честь праздника. А в крестный ход идем в память о богослужебной практике Иерусалимской Церкви, когда люди отправлялись к историческому месту Крещения Спасителя — на реку Иордан. Стоит сказать, что 18 и 19 января вода освящается одним — Великим — чином, имеет одни и те же свойства, и никаких различий между ней нет.

— Правда ли, что освященная вода исцеляет?

— Действительно, в молитвах на освящение воды говорится о даровании воде благодати «в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов», «к освящению домов и на всякую пользу, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим». Исцелить может любая святыня, если человек ее принимает с верой. Однако исцеляет не вещь и не вода сама по себе, а благодать Святого Духа, сошедшая на воду в момент освящения. От нас требуется синергия, соработничество Богу — если мы не соблюдаем заповедей, не исповедуемся и не причащаемся, не относимся к крещенской воде, которая является великой святыней, благоговейно, то мы не только не получим никакой пользы, но еще и совершим грех.

Откуда пошла традиция окунаться в прорубь на Крещение?

— Купание в проруби — благочестивая народная традиция, а не церковное правило. Нигде не сказано, что ей нужно обязательно следовать. Не согрешает ни тот, кто купается в проруби, ни тот, кто этого не делает. Если человек хочет окунуться в святые воды, он должен совершить это с благоговением. Употребление алкоголя, шутки, непристойное поведение не допускаются. Что же касается «омовения» грехов, то этого не произойдет. От грехов очищаются только в Таинстве Крещения и Исповеди. По-другому никак.

— Зачем у иордани ставят крест?

— В напоминание, что именно через Крест Христов свершилось наше искупление и освящение.

— Как зародилось поверье, что Святки — светлые и страшные вечера — время разгула нечистой силы и гаданий? 

— В древности праздник Рождества Христова и Крещения отмечали в один день. Но с IV века праздники разделились, и дни между ними назвали Святками, то есть святыми днями, которые должны быть посвящены Богу. Так уж вышло, что на эти дни приходились и языческие гуляния, посвященные зимнему солнцестоянию. Эти события сопровождались всяким непотребством и обращением к идолам. В результате в народном сознании произошло смешение двух традиций, что и привело к появлению суеверий. На Русь Святки пришли в таком же полуязыческом, полухристианском виде — люди обращались к гаданиям, переодевались в нечисть, устраивали шумные гуляния, считая, что эти грехи можно очистить, искупавшись в Крещенской купели. Святки же — это продолжение Рождества Христова, переходящее в праздник Крещения Господня. Эти дни нужно проводить благочестиво, чаще бывать в храме. 

Отвечает протоиерей Александр Писларь:

5 (2).JPG– Почему Крещение называют Богоявлением?

– В первые века христианства в этот день праздновали память великих событий – Рождения Господа от Девы и Крещения от Иоанна Предтечи в водах Иордана. События напрямую связаны с понятием о Богоявлении. Согласно Евангелию, именно в момент Крещения Спасителя людям открылась природа Христа как Мессии. Именно в момент Крещения человеческий род впервые увидел все три лица Святой Троицы: Господь Иисус Христос плотью погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Христа, а глас Бога Отца возвестил: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Богоявление связано и с освящением воды в момент вхождения Спасителя в Иордан. Согласно святоотеческому учению, Христос не нуждался в очищении, как остальные люди. Напротив, Господь, входя в воды, насыщенные грехом человеческим, освятил их в предзнаменование будущего Таинства Крещения, в котором благодать Святого Духа освящает нас, дает начало спасения.

— Почему вода называется Великой Агиасмой?

— Великая Агиасма в переводе с греческого означает «великая святыня». Она может освящать все окружающее пространство, поэтому Церковный устав предписывает вкушать ее с великим благоговением, натощак, приносить домой и окроплять жилище, скот. В Древней Церкви существовал даже чин вкушения Агиасмы людьми, которые по каким-то причинам не могли причаститься. Ни в коем случае это не было заменой Таинства Причастия — так отражали величие и значение святыни.

— Что такое иордань?

— Это прорубь в форме креста, в которую священник или архиерей под пение молитвословий погружает крест, совершая освящение. В наше время к иордани совершают крестные ходы. Здесь верующие набирают святую воду и окунаются в купель.

— Может ли святая вода испортиться?

— О том, что святая вода имеет свойство долго храниться, еще в IV веке говорил святитель Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Крещенская вода и вправду долго не портится и сохраняет благодатные свойства. Но она может испортиться, и в этом нет ничего страшного. После освящения ее химический состав никак не изменяется, а естественный осадок — нормальное явление.

– Существует традиция на Крещение рисовать кресты в домах, окроплять комнаты святой водой. Это благочестивый обряд или очередное суеверие?

– Окроплять святой водой жилище и скот для благословения предписывает сама многовековая церковная традиция. Что касается рисования крестов в домах, то в церковных документах это не закреплено. Скорее всего, это народный обычай, насколько он наполнен христианским смыслом, трудно сказать.

— Почему нужно поститься в Крещенский сочельник? 

— Как и Рождественский, Крещенский сочельник — приготовление к празднику через строгий пост. В древности Рождество и Крещение были одним праздником, и к нему верующие также готовились постом и молитвой. В IV веке праздники разделились, а литургическое сходство — совершение Царских часов, вечерни в соединении с Литургией Василия Великого, чтение паремий, совершение поста, как это было в древности, — осталось и продолжает указывать на общее происхождение праздников.

 

 

Дарья Хохлова
Теги: истины и суеверия, Крещение Господне, святая вода, православные праздники.
Оставить комментарий
Поделиться в: