Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Митрополит Лонгин принял участие в праздновании 15-летия со дня прославления святителя Иннокентия, епископа Саратовского и Пензенского

23 октября, в день памяти святителя Иннокентия, Епископа Саратовского и Пензенского, и преподобного Амвросия Оптинского, Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, Епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, Епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий, Епископ Сердобский и Спасский Митрофан, Епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершили Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Пензы.

Митрополит Серафим подарил всем архиереям писаные иконы святителя Иннокентия Пензенского на память о 15-летии его канонизации и совместном богослужении.

Святитель Иннокентий родился 30 мая 1774 года в селе Павлово (ныне — г. Павловский Посад) в семье бедного дьячка местной Воскресенской церкви. В крещении он получил имя Иларион. О ранних годах его жизни известно мало, но очевидно, что родители стремились дать мальчику хорошее образование.

Иларион начал свое обучение в Московской Перервинской семинарии, но вскоре начальство отметило талантливого и кроткого семинариста, и его перевели для дальнейшего образования в семинарию при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В возрасте девятнадцати лет, еще до окончания полного курса семинарии, за блестящие успехи в учебе он был оставлен в ней в качестве преподавателя. В 1809 году Иларион Смирнов принимает монашеский постриг с именем Иннокентий — в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. В том же году иеромонах Иннокентий становится игуменом Николо-Угрешского монастыря Московского уезда, а затем — игуменом Знаменского монастыря в Москве.

В возрасте двадцати семи лет будущий святитель становится бакалавром церковной истории в Петербургской Духовной Академии. В сентябре 1813 года он становится ее ректором с оставлением за ним кафедры церковной истории Духовной Академии. Главным вкладом святителя Иннокентия в академическую богословскую науку считается работа «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века, в пользу юношества» в двух частях, основу которой составили его академические лекции. Долгое время эта книга являлась единственным учебным пособием по церковной истории.

Вся жизнь святителя была непрестанным подвигом деятельной любви. Ученые и административные обязанности не отвлекали его от главного — духовного делания и молитвы. К святителю шли за духовным советом и поддержкой люди самых разных сословий, и двери его дома были открыты для всех.

Святитель Иннокентий по мере сил старался противодействовать наплыву очень модной в его время душевредной мистической литературы, что привело его к острому конфликту с могущественным чиновником — князем А. Н.?Голицыным. По его влиянием, святителя Иннокентия было решено удалить из столицы в «почетную» ссылку — так он был назначен епископом на Пензенскую и Саратовскую кафедру. Но прослужил здесь совсем недолго — всего полгода. Тяготы переезда, волнение привели к обострению мучившей его тяжелой болезни. В октябре 1819 года святитель Иннокентий скончался. Он сильно страдал перед смертью, но до последней минуты его не оставляло ровное и радостное, истинно христианское состояние духа.

В конце XIX века началась подготовка к канонизации святителя, но большевистский переворот прервал эту работу. В 1990-е годы в Пензенской епархии был возобновлен сбор материалов к его прославлению. 3 сентября 1998 года были обретены его святые мощи, а 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, святитель Иннокентий был причислен к лику святых для общецерковного почитания.


Оставить комментарий
Поделиться в: