Отец современного иночества
Святитель Игнатий (Брянчанинов) — великий угодник Божий, снискавший у современных христиан особую любовь и почитание своими духовными произведениями. Трудными и премудрыми стезями вел Господь своего избранника по пути духовного совершенствования. И путь этот удивителен.
Родился будущий святитель 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии в дворянской семье. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и паломничеству по святым местам. В детские годы уже обнаружилась его исключительная религиозность.
В 1822 году в возрасте 15 лет он, по настоянию отца, поступил в Петербургское военное инженерное училище, где проявил незаурядные способности. Происхождение, воспитание, родственные связи молодого инженера открывали перед ним блестящую светскую карьеру. Брянчанинов был любимым чтецом и декламатором в доме президента Академии художеств и члена Государственного Совета А. Н. Оленина, своими поэтическими опытами он приобрел благосклонное внимание А. С. Пушкина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича.
Но не мирскими развлечениями, а молитвой, посещением храмов Божиих и изучением наук был занят юноша более всего. Стремление к монашеству не ослабело в нем с годами. В 1827 году после вторичного прошения он был уволен от военной службы. В этом же году Дмитрий уехал к своему духовнику отцу Леониду в Александро-Свирский монастырь, где был принят послушником.
Началась новая страница в жизни будущего епископа. В течение нескольких лет ему пришлось странствовать из одного монастыря в другой вслед за своим старцем отцом Леонидом. 28 июня 1831 года в Вологодском Воскресенском соборе Дмитрий был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца, 4 июля рукоположен во иеродиакона, а 25 июля — во иеромонаха.
6 января 1832 года иеромонах Игнатий был назначен настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря Вологодской епархии. 28 января 1833 года за усердные труды по возрождению обители иеромонах Игнатий был возведен в сан игумена. 25 декабря 1833 года он был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга с возведением в сан архимандрита. В должности настоятеля Троице-Сергиевой пустыни он трудился в течение 24 лет.
А трудиться было над чем. Троице-Сергиева пустынь находилась в очень грустном, ветхом состоянии. Немногочисленная братия не отличалась строгостью поведения. Новый настоятель с большим старанием и терпением взялся за капитальную перестройку монастырских зданий, благоустроение монашеского общежития и восстановление благолепия в богослужении. Все эти задачи были с большим успехом выполнены архимандритом Игнатием.
К многопопечительной деятельности настоятеля архимандрита Игнатия добавилось еще одно ответственное и трудное послушание. 22 июня 1838 года он был назначен благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии. На этом поприще ему пришлось много потрудиться для наведения порядков среди братии Валаамской обители.
Между тем отец Игнатий тосковал по уединению, по аскетическим подвигам и вел самый суровый образ жизни. Но человеческая зависть и злоречие распространяли об архимандрите Игнатии разные нелепые слухи. Однажды к нему в гости приехал его давний друг отец Софония. Увидев обстановку парадных настоятельских покоев в Троице-Сергиевой пустыни, отец Софония с грустью спросил друга: «Что же, отец Игнатий? Где наши мечты о пустыни, о строгих подвигах и лишениях?». Отец Игнатий молча повел гостя в самую дальнюю комнату, и там отец Софония увидел одни пустые стены, икону с лампадой и рогожу на полу…
Изнуряемый тяжелыми недугами, архимандрит Игнатий просился на покой, но его просьбы оставались неисполненными. Самым продолжительным и благотворным был отпуск, полученный им в 1847 году и продолжавшийся в течение года. Все это время он провел на берегу Волги в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. Возвращение из тихой обители в шумный Петербург представлялось отцу Игнатию «отвратительнейшею микстурою». Такое понимание отцом Игнатием его жизненного призвания соединялось с его постоянной мечтой об уединении. Но этим мечтам еще не суждено было осуществиться.
В 1857 году по представлению Петербургского митрополита Григория архимандрит Игнатий был посвящен во епископа Кавказского и Черноморского. Хиротония состоялась 27 октября 1857 года в Петербургском Казанском соборе.
4 января 1858 года епископ Игнатий прибыл на место своего нового назначения. В тот период еще не закончена была Кавказская война, продолжалось заселение этого обширного края. Население было многонациональным и разноверным. Однако, несмотря на все трудности, владыка ревностно приступил к исполнению своих архипастырских обязанностей. Он заботился об устроении богослужения и о нормальных отношениях духовенства и мирян.
В июле 1861 года он почувствовал полное изнеможение и невозможность продолжать управление епархией и подал прошение об увольнении на покой с определением ему места жительства в Николо-Бабаевском монастыре. Прошение его было удовлетворено 5 августа 1861 года, а в октябре того же года он приехал в избранную им пустынную обитель, которую получил в управление. Этой же обители суждено было стать его последним земным пристанищем. Епископ Игнатий, наконец, получил возможность полностью отдаться своему любимому делу — заняться духовно-аскетическими писаниями, продолжая питать свою душу молитвой и богомыслием. Но силы его все более оскудевали, и он решительно готовился к переходу в иной мир и говорил об этом окружающим.
16 апреля 1867 года, в первый день Пасхи, владыка с большим трудом отслужил последнюю Литургию. Наступил воскресный день 30 апреля — Неделя святых жен-мироносиц. Владыка рано утром причастился Святых Таин в своей келье и по причине крайнего изнеможения прилег на постель с канонником в руках. Войдя к владыке перед благовестом к поздней Литургии, келейник нашел его уснувшим смертным сном. Лицо его сияло светлой радостью. Погребение святителя Игнатия было совершено по пасхальному чину.
Святитель Игнатий был прославлен в лике святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Мощи святителя почивают в Свято-Введенском соборе Толгского Свято-Введенского женского монастыря Ярославской епархии.
Учитель покаяния
Святитель Игнатий (Брянчанинов) — один из самых любимых духовных наставников нашего православного народа. Творения владыки исполнены глубочайшей духовной мудрости и рассуждения. И эта библейская глубина его книг — плод святой жизни.
За великие труды на ниве Христовой этот знаменитый подвижник по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем. Он объясняет смысл таких слов, как «покаяние», «молитва», примирение с ближним, терпение скорбей.
Богомудрый учитель и духовный врач даровал нам в своих сочинениях много душеполезных рецептов, и среди них основной, без которого все тщетно, — покаяние. К кому, как не к нам, живущим сегодня в мире страстей и пороков, обращены горячие призывы пророка покаяния: «О, странники земные! О, вы все, влекущиеся по широкому пути, при не умолкающем шуме земных попечений, развлечений, спешащие по этому пути к концу, всем известному и всеми забываемому — к мрачному гробу, к еще более мрачной и страшной вечности, остановитесь! Отряхните обаяние мира, постоянно держащее вас в плену! …Забыт Бог! Покайтесь! Изменят, братие, непременно изменят нам вся тленныя блага: богачам изменит их богатство, славным слава, юным юность, мудрецам мудрость. Только одно истинное благо вечно — это богопознание, примирение и соединение с Богом, даруемые Христом. Только Им через покаяние можно спастись».
В возрасте 20 лет будущий святитель написал по послушанию свои первые духовные произведения: «Некоторые советы к сохранению Заповедей Господних» и «Жизнеописание схимонаха Феодора». С этого времени он берет на себя подвиг духовного писательства. Большая часть его духовных творений была создана в Троице-Сергиевой пустыни, во время пребывания на Ставропольской кафедре, в Николо-Бабаевском монастыре, на Волге, во время отдыха в 1847 году и на покое с 1861 по 1867 год.
Причину духовного воздействия «Аскетических опытов» (так называются первые две книги его духовного наследия) он видит не в себе, не в своем таланте, а в Боге: «Это не мое сочинение. Я был только орудием милости Божией к современным православным христианам».
Будучи на Ставропольской кафедре, он написал книгу «Приношение современному монашеству», составившую 4-й том его творений, изданных в 1867 году. Здесь же написаны: «О различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», «О чувственном и духовном видении духов», «О спасении и христианском совершенстве», «Учение Православной Церкви о Божией Матери» (написано в связи с новым догматом Католической Церкви о непорочном зачатии Богородицы).
В Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии он написал многие известные сочинения: «Слово о смерти», «Отечник», продолжал переписку с духовными детьми. Также к трудам святителя относятся: сочинения «Аскетическая проповедь» в 6 томах, «О покаянии», «Письма преосвященного к близким ему лицам», «Правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого деяния», «Приготовление к Таинствам исповеди и Святого Причастия» и др.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) с детских лет задумывался о вечности. Он говорил: «Вечность смотрит мне в сердце». И всю свою жизнь готовился к этому, ощущая ее законы. В своих замечательных творениях духоносный учитель призывает нас почаще заглядывать в свое сердце, испытывать свою совесть, сверять свои дела и поступки с указанными нам в Евангелии заповедями Божиими и творениями святых отцов Православной Церкви. И тогда вечность для нас будет не страшна, а желанна, потому что перейдем мы туда для вечной радости и блаженства.
Наталия Бондаренко
13 мая 2015 г.