Наш союзник и враг
Православие учит, что наша плоть бренна, ее необходимо умерщвлять постом и аскезой, чтобы преуспеть в борьбе со страстями. С одной стороны, складывается впечатление, что человеческое тело если не корень бед, то нечто такое, что сковывает душу, мешает стремиться к Богу. Но с другой стороны, преподобный Иоанн Лествичник описывал свое тело: «Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне?», а апостол Павел называл его храмом Святого Духа (см.: 1 Кор. 6, 19-20). О том, как же нужно относиться к своему телу: безжалостно смирять, равнодушно не замечать или же беречь, рассуждает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.
– Владыка, скажите, так тело – наш союзник или враг?
– Полностью согласен с мыслью святого Иоанна Лествичника, что тело – это и союзник, и враг одновременно. В христианстве тело не считается врагом человека, хотя в некоторых случаях оно, несомненно, является источником искушений. Но Господь создал человека именно таким – наделил и душой, и телом. Тело должно воскреснуть в последний день, воссоединиться с душой. Оно, конечно, будет не таким, каким мы привыкли его видеть. Как Господь преобразился на горе Фавор, открыв Божественное начало Своим учениками, так преобразится и наше тело. Евангелист говорит, что лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет (ср.: Мф. 17, 1-2). Но это условное описание. Преображение тела, как и преображение человека вообще, в полной мере непостижимо для нас. Это тайна.
Тело может быть союзником и врагом. Во врага человек может превратить его по собственному нерадению, серьезно себе навредив. Но может сделать и помощником в добродетельных поступках. Если питать тело, ухаживать за ним, лечить, но не ублажать, то оно помогает нам на жизненном пути, в работе, служении, духовных подвигах. Например, человек хочет совершать пост, молитву, земные поклоны, а его тело лишено сил. Конечно, ему будет трудно, останется только смиряться, но не отчаиваться, потому что святые отцы учат, что спастись возможно каждому.
Святитель Василий Великий говорит – тот, кто сознательно не лечит свое тело, не заботится о нем, согрешает, растрачивая Божественный дар – здоровье. У аввы Дорофея тоже есть замечательный пример. Святой сравнивает тело с ослом, которого нужно кормить так, чтобы он был послушен и не строптив и в то же время не болел и выполнял работу. За телом так же нужно ухаживать: избегать излишеств, иначе оно станет источником страстей, но и не пренебрегать его потребностями, иначе можно причинить вред здоровью, а это уже не богоугодное дело.
– Если тело не враг, то почему его нужно «умерщвлять» аскетическими упражнениями?
– Это давняя христианская аскетическая традиция. Она встречается и в других мировых религиях. Для достижения духовного совершенства аскетам приходилось и до сих пор приходится проходить через определенные испытания. Потому как, умерщвляя плоть, человек возвеличивает дух. Апостол Павел пишет: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Когда мы со смирением переносим испытания, ограничиваем себя, это приносит большую пользу.
– Получается, что тело и душа связаны. Например, пост и молитва может повлиять на внутренний настрой человека.
– Безусловно, тело влияет на душу. Есть поговорка: «Сытое брюхо к учению глухо». А в церковной редакции она будет звучать так: «Сытое брюхо к молитве глухо». Когда человек слишком печется о теле, он не в состоянии творить молитву, не в состоянии возвыситься над землей. У святителя Игнатия (Брянчанинова) в V томе знаменитых трудов «Приношение современному монашеству» повествование о монашестве, аскетических подвигах начинается с правил поведения в монастыре. По мнению святого, приобретая внешнее устроение, человек приобретает и внутреннее, потому как тело связано с душой, поступки с чувствами.
Аскетические упражнения необходимы всем, но их мера индивидуальна и зависит от здоровья, ревности и благословения. Допустим, аскетический опыт монаха будет отличаться от опыта мирянина, пустынника — от монаха общежитийной обители. Обязательно должен присутствовать здравый смысл. Поступать нужно не так, как хочется, а так, как будет полезно для души. Не всегда можно самостоятельно определить меру, поэтому важно воспользоваться опытом Церкви, святых отцов и священников, которые знают наши страсти и болезни, могут что-то посоветовать. А вот соглашаться или нет – выбор каждого. Я думаю, для мирянина это средний, или царский, путь, на котором он быстро достигнет преуспеяния.
– Почему тело нужно скрывать? Православные христиане – духовенство и миряне – не только в храме, но и в жизни стараются носить длинную, просторную и скромную одежду.
– Христианство дает образ совершенства, к которому нужно стремиться. Есть вещи, способные в этом помочь. Например, внешний вид, который должен быть приличным, опрятным. Внешний вид священнослужителей формировался столетиями. Священные одежды повторяют то, что носили апостолы.
Кто-то скажет, что времена меняются, и мы должны меняться. Но надо думать не только о физическом удобстве, но и последствиях поступков, которые в том числе связаны с нашей внешностью. Есть правила приличия, и их необходимо соблюдать, потому что это правила человеческого общежития. Если мы живем среди людей, то должны думать не только о себе, но и о ближних. Внешний вид может доставлять неудобства, поэтому одеваться следует так, как требуют обстоятельства. В театр, на стадион, в лес надевать соответствующую одежду. В храм Божий тоже надевать одежду, подобающую месту, где совершается молитва. Мы должны одеваться так, чтобы не подавать соблазна окружающим. Апостол Павел пишет о теле Церкви: Члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются. А благообразные наши не имеют в том нужды (1 Кор. 12, 22-24). То есть в Церкви есть люди немощные духовно, а есть сильные. И последние должны заботиться о первых – не подавать им соблазна.
– Можно ли носить красивую одежду, ухаживать за собой, пользоваться макияжем и т.д.?
– Опять-таки во всем должна быть мера, скромность. Странно, когда в храм приносят маленькую девочку, которая еще Тело Христово принять не может, у нее зубов нет, но уже в сережках. В традиции многих народов ношение украшений является признаком взросления, готовности вступления в брак. То же самое, когда речь идет о косметике, парфюмерии. Да, женщины во все времена находили способы сделать себя привлекательнее. Я думаю, не грешно ухаживать за собой, умеренно пользоваться косметикой. Но опять же странно выглядит, когда женщина в преклонных летах молодится, ярко красится, носит молодежную одежду. Этим она позорит себя, позорит образ старицы, подрывая авторитет перед детьми и внуками.
Каждому времени свои удовольствия, подвиги и искушения. Человек должен соответствовать своему положению. Нельзя пожилым вести себя иначе, ведь это наши наставники, учителя. Они своим видом наставляют нас. Впрочем, как и люди с ограниченными возможностями. Господь возлагает этот крест не только на них, но и на все общество. Мы должны не просто сострадать, но смиряться, проявлять милосердие, поддержать их, задумываться о себе, действительно ли у нас все так плохо, и благодарить Бога. В этом великое призвание этих людей. Главное — не поддаваться современным тенденциям, не рассматривать себя как центр Вселенной, а помнить, что мы общество, братья и сестры, и наши поступки, добродетельные и не очень, могут отразиться на окружающих.
– Каково отношение к татуировкам в христианской традиции?
– Христианская традиция отрицает татуировки. Татуировки появились в определенных культурах и использовались для устрашения врагов, призвания духов, для указания на причастности к клану. Нам это чуждо. Когда человек делает татуировку, он вольно или невольно вредит своему телу. Он меняет образ, который ему дан. В русской дореволюционной культуре, культуре XX века татуировка – символ принадлежности к воровскому сообществу. Сегодня к татуировкам уже не относятся, как прежде. Кто-то называет их искусством. Я их считаю издевательством над собственным телом, незнанием традиций и правил жизни. О пирсинге могу сказать то же самое. Прокалывать части тела было принято у разных племен, которых называли одним словом: «дикари».
– Современное общество стремится к здоровому образу жизни. Фитнес и его разновидности играют в этом не последнюю роль. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Человек должен поддерживать себя в работоспособном состоянии, заниматься физкультурой. Наши предки охотились, работали в поле, бились на мечах в тяжелых доспехах. У них не было необходимости заниматься фитнесом. Но жизнь изменилась – сегодня человек больше сидит на работе в офисе или дома у телевизора. А какую-то жизненную энергию в себе нужно иметь, нужно прогулки совершать, физкультурой заниматься. В этом нет ничего плохого, Церковь не запрещает.
Другое дело, что в современном обществе приоритеты поменялись. Люди смотрят друг на друга не как на людей с личностными качествами, а как на набор внешних данных. При выборе невесты мужчина должен задумываться о том, что женщина будет женой, матерью, хозяйкой дома, а значит, нужно обращать внимание на такие качества, как целомудрие, смирение, умение слушаться, терпеть и ждать. Но сегодня главным критерием является внешность.
– Рано или поздно мы умрем, тело обратится в прах. Врага и храма, о которых говорят апостол Павел и святой Иоанн Лествичник, больше не будет. К чему тогда все наши заботы или их отсутствие?
– Прежде чем мы разлучимся со своим телом, нам нужно жизнь прожить. Для этого нужны время, терпение и силы. Их нужно беречь, рассчитывать на весь путь. Жизнь – это не темница, это не тоска и уныние в ожидании смерти. Это школа, где мы учимся и сдаем экзамены.
На сайте «Православное Заволжье» (www.pravpokrov.ru) в разделе «Архиерей» в рубрике «Вопрос Архиерею» вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, о Священном Писании и о церковной жизни нашей епархии.
16 мая 2017 г.