Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Тайна троичности Единого Бога

Хотя Церковь рассеяна по всей вселенной, но от апостолов и учеников их приняла веру во Единого Бога, Отца Вседержителя, и во Единого Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков провозвестившего Домостроительство спасения. «Да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную», – эти слова слышим мы каждый раз, молясь за Божественной литургией. Приняв такую проповедь и такую веру, Церковь тщательно сохраняет ее. И сегодня, в праздник Пятидесятницы, в нашей церковной школе мы говорим об одном из наиболее сложных и непостижимых для человеческого ума догмате – догмате о Святой Троице.

От сотворения мира

О триединстве Бога отчасти говорится еще в книгах Ветхого Завета, но эти указания сокровенны, и понять их можно только в свете Нового Завета. Вот лишь некоторые ветхозаветные указания на тайну Пресвятой Троицы.

Первые слова книги Бытия: В начале сотворил Бог (бара Элогим) небо и землю (Быт. 1, 1). «В сем месте еврейского текста, – говорит святитель Филарет Московский, – слово Элогим, собственно – Боги, выражает некоторую множественность, между тем как изречение „сотворил” показывает единство Творца. Слова Божии пред сотворением человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт. 1, 26) также говорят о более чем одном Лице Бога».

Перед смешением языков и рассеянием людей по столпотворении: И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт. 11, 6-7).

Еще одну группу свидетельств составляют те изречения Святого Писания, в которых имеются указания на то, что в Боге именно три Лица. Сюда относятся, прежде всего, описания явления Бога Аврааму в виде трех странников, о чем читаем в книге Бытия (18, 1-3). И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. По толкованию блаженного Августина, Авраам встречает трех, а поклоняется Единому.

Другое общее указание на тайну Святой Троицы дается в троекратном воззвании Серафимов к Богу: Свят, свят, свят Господь Саваоф (Ис. 6, 3), которое слышал пророк Исаия при избрании его на пророческое служение.

Кроме того, указания на троичность Бога Отцы Церкви видят в Псалтири Давидовой. Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 7) или еще в псалме 109: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (стих 1-й), из чрева прежде денницы… рождение Твое (стих 3-й).

По пришествии Христа на Землю

Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святого. Конечно, явление миру Триединого Бога дано здесь не в сложной догматической формуле, а в рассказе о явлениях и деяниях Лиц Святой Троицы.

Явление Бога в Троице совершилось при Крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само Крещение называется Богоявлением. Сын Божий, вочеловечившись, принял водное крещение; Отец свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия.

Еще одно свидетельство о троичности Лиц в Боге мы имеем в последней беседе Иисуса Христа с учениками перед крестными страданиями: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам… Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Ин. 15, 16; 26-27).

Третье, самое ясное свидетельство о Святой Троице содержится в заповеди Спасителя о крещении. Посылая апостолов по Воскресении Своем в мир на проповедь, Христос говорит: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 19-20).

Несомненно, и в посланиях апостольских мы имеем свидетельства о трех Лицах Божества. Так, апостол Павел пишет: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13). Апостол Иоанн Богослов: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин. 5, 7).

Немало в Новом Завете и таких свидетельств, в которых указывается личность того или другого Лица Святой Троицы и отдельность его от других Лиц. Так, Священное Писание говорит о личности Отца словами Сына: Никто не знает Сына, кроме Отца (Мф. 11, 27); не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 30); Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца (Ин. 10, 15).

Поэтому даже еретики, отвергавшие Личность Сына и Святого Духа, не отвергали Личность Отца.

На все времена

Святые отцы разных веков христианства также разъясняли для своих современников и потомков тайну троичности Единого Бога.

Святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель выступил против арианской ереси и явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – три Лица, а Божество Едино».

Преподобный Максим Исповедник пояснял слова апостола Иоанна Богослова о том, что Бог есть Любовь: «Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом».

Также для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся образом Божиим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа», – учит святитель Игнатий Брянчанинов.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Мы грешим помышлением, словом и делом. Чтобы сделаться чистыми образами Пресвятой Троицы, мы должны стараться о святости своих помышлений, слов и дел. Мысль соответствует в Боге – Отцу, слова – Сыну, дела – Духу Святому всесовершающему». «Как в Боге Отец, Сын и Святой Дух нераздельны, так и в молитве и в жизни нашей мысль, слово и дело должны быть так же нераздельны. Желая приблизить тайну Пресвятой Троицы хотя бы несколько к нашим земным понятиям, непостижимое к постижимому, отцы Церкви прибегали к подобиям из природы. Например: солнце, его луч и свет; корень, ствол и плод дерева; родник, бьющий из него ключ и поток; горящая одна при другой три свечи, дающие один нераздельный свет; огонь, блеск от него и теплота от него; ум, воля и память; сознание, подсознание и желание и тому подобное» (из книги протоиерея Михаила Помазанского «Православное догматическое богословие»).

Может ли христианин обращаться к каждому из трех Лиц Святой Троицы? Несомненно: в молитве «Отче наш» мы обращаемся к Отцу, в Иисусовой молитве – к Сыну, в молитве «Царю Небесный» – к Святому Духу. Православный христианин всякий раз исповедует истину о Пресвятой Троице, осеняя себя крестным знамением через перстосложение. Таким образом, наши молитвы не противоречат учению о единстве (в т.ч. воли и действия) и нераздельности Лиц Святой Троицы.

В заключении поговорим о том, для чего же необходимо знать учение о Святой Троице? В первую очередь для исполнения Божественного указания, данного через апостола: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

Для понимания смысла и значения Крестной Жертвы. Без знания учения об Отце и Сыне и Святом Духе нельзя понять, Кем и Кому принесена эта Жертва, каково достоинство этой Жертвы, какова цена нашего Искупления.

Незнание учения о Троице служит почвой для возникновения заблуждений. Слабое, поверхностное знание учения об Отце и Сыне и Святом Духе может быть поводом для уклонения в ересь. История Церкви содержит массу тому подтверждений. 

 

Стихира Пятидесятницы на Господи воззвах (творение Льва Владыки):

«Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына Соприсносущна и Сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце, с Сыном прославляемь: едина Сила, едино Существо, едино Божество, Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся соделавый Сыном, содейством Святаго Духа: Святый крепкий, имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир: Святый безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе».

Перевод: 

«Приидите, люди, поклонимся Триипостасному Божеству, Сыну в Отце со Святым Духом; ибо Отец вне времени родил Сына Соприсносущного и Сопрестольного [Ему], и Дух Святый был в Отце, с Сыном прославляемый: единая Сила, единое Существо, единое Божество. Поклоняясь Ему, все глаголем: Святый Боже, все сотворивший Сыном и содействием Святого Духа; Святый Крепкий, через Кого мы познали Отца и Дух Святой пришел в мир; Святый Безсмертный, Дух Утешитель, от Отца исходящий и в Сыне пребывающий; Троица Святая, слава Тебе».

Татьяна Уютова
Теги: Троица.
Оставить комментарий
Поделиться в: