Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Догмат о Святой Троице

Чтобы перечислить деяния равноапостольного царя Константина, не хватит объема очерка. Но об одном сказать поистине необходимо. Святой Константин не только создал христианскую империю, он вывел решение богословских вопросов на совершенно новый уровень. Ведь именно в его царствование и по его инициативе был созван Первый Вселенский Собор.

Поводом для его созыва стала ересь арианства, посягающая на самые основы христианского учения – на догмат о Святой Троице. Еретик Арий не верил, что Сын был Одним с Отцом Первопричиной творения: «Сын, который был искушаем, страдал и умер, как бы Он ни был вознесен, не может быть равным неизменному Отцу, Которого не касаются смерть и боль: если Он отличен от Отца, то Он ниже Его». Он открыто заявлял, что Троица есть, в сущности, Единица, а Сын Божий есть только высшее творение.

Многие люди соблазнились и прислушались к еретику, в то же время многие православные выступали с опровержением ереси. Империя была охвачена спорами и разделением. Для достижения церковного мира и определения истины императорским указом весной 325 года в городе Никее был собран Первый Вселенский Собор.

К тому времени соборная практика уже была всеобщим правилом. Но то были соборы местные: в Африке, в Александрии, в Сирии, в Азии. Даже соседние области, например Египет и Антиохия, ни разу не собирались вместе. В Соборе участвовало множество епископов, среди которых были святители Николай Чудотворец, Иаков, епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона.

Арий и его сторонники выступали очень смело, православные с жаром возмущались. Наконец Евсевий Кесарийский выступил с компромиссным предложением воспользоваться в качестве соборного вероопределения текстом знакомого всем крещального символа. Император Константин выслушал это предложение благосклонно и, как бы между прочим, предложил добавить к нему всего лишь одно слово – ομοούσιος (единосущный) и еще ряд незначительных поправок. Это слово всего на одну букву ι (йоту) отличалось от όμοιούσιος (подобосущный). А смысл меняло кардинально, ибо единосущный Богу есть Бог, а подобосущный – лишь Его творение.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Марина Шмелева

 

Теги: Троица.
Оставить комментарий
Поделиться в: