Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Не вместо священника, а вместе с ним

Не так давно обратила внимание на объявление в притворе Свято-Троицкого кафедрального собора о консультациях православного семейного психолога. За последние два десятилетия в обществе сложился прочный стереотип: в любых житейских неурядицах может помочь психолог. Возникло даже такое направление, как православная психология. В прошлом году в Покровской епархии начал работу Культурно-просветительский центр «Покровский луч», в рамках которого помощь семьям оказывает православный психолог Татьяна Владимировна Смирнова. С ней мы беседуем о том, за какой помощью приходят люди, чем психолог отличается от духовника и почему так непросто сохранять гармонию семейных отношений.

 Чтобы встретиться с нашей собеседницей, я пришла к концу приема. Очередная посетительница вышла очень грустная. Чуть не плача, она тихо сказала что-то про непослушного ребенка. Такие ситуации в практике Татьяны Владимировны нередки. Ведь люди приходят к ней – постороннему человеку – чтобы разобраться в своих личных ситуациях, неурядицах. Какой же бескорыстной душой, терпением и сочувствием надо обладать психологу, чтобы внимательно выслушать каждого посетителя, «пропустить» через свое сердце его боли и беды и дать дельный совет.

Вот уже полгода Татьяна Владимировна каждую среду принимает посетителей в центре. Беседы она ведет обстоятельно, ведь от нее зависит судьба не только одного человека, но и многих окружающих его людей.

– Тяжело быть православным психологом?

– Нет, что Вы, это социальное служение. Испытываешь радость, когда помогаешь людям. Я бы сказала, что православный психолог – это помощник священника, имеющий профессиональные навыки и оказывающий профессиональную помощь в рамках христианской веры. Он поможет выйти из кризиса, не разрушая, а наоборот, укрепляя православное мировоззрение.

– Прийти на исповедь и пойти к психологу – в чем разница?

– Вопрос, который Вы задаете, традиционный. Но на него все равно нужно отвечать вновь и вновь, чтобы снять все недоумения. У нас со священниками есть общая цель – оказание помощи людям в решении задач «душепопечения». Православный психолог – не конкурент и не заменитель священника, а его соработник. Иногда у людей бывают ситуации, когда они не могут разобраться в своих поступках. Исповедь предполагает покаяние, а прояснить причины того или иного поступка – в этом помогает разобраться психолог. С одной стороны, он сможет выслушать, побеседовать с человеком и поможет привести мысли в порядок. И вторая, очень важная часть нашей работы – это умение укрепить человека, поддержать и вывести из состояния потерянности, горечи, раздавленности. Подсказать, почему предпринятые усилия не приносят результата и какие еще есть возможности исправить положение.

Мы ни в коей мере не подменяем священнического служения, мы просто помогаем человеку совершить эту первоначальную работу размышления над собственной жизнью, чтобы он нашел болевые точки собственного «я», которые ему помогут потом покаяться. Поэтому православный психолог должен стать неким «мостиком» между человеком и священником.

– Получается, что психолог бывает нужен очень часто. А когда же он не нужен?

– Когда человек уже ясно понимает цель и смысл своей жизни, когда он сам трудится над исправлением собственной души. В этом случае, даже если у него есть серьезные проблемы, ему достаточно совета духовника, благословения, поддержки, регулярной исповеди, Причастия.

– Ваша психологическая консультация ориентирована на семью. Кто может обратиться?

– На консультацию к психологу может прийти любой человек, не только воцерковленный, у которого возникли жизненные трудности, а также любая семья, в которой появились конфликты или разногласия.

– С какими семейными проблемами чаще всего приходят к психологу?

– Это проблемы супружеских отношений и проблемы воспитания детей. Конфликт отцов и детей – это закономерности подросткового возраста. У только формирующейся личности уже складывается собственное мнение буквально по всем вопросам. Родители же не воспринимают детей такими взрослыми и стараются уберечь от всяческих ошибок. «Учись хорошо», «долго не гуляй», «за компьютером много не сиди» – длинный список требований мы предъявляем детям и уверены в том, что это им будет только во благо. Но родители наталкиваются на отрицательное отношение ребенка, агрессию, нежелание выполнять какие-то дела, и воспитательные методы, прежде успешно срабатывавшие, перестают действовать.

– И как себя вести родителям?

– Здесь нет общего рецепта для всех семей, конечно, надо подходить индивидуально. Ведь кому-то достаточно просто наладить контакт с подростком, другому – дать больше самостоятельности. Однако почему же авторитет отцов и матерей падает в глазах подростков? В первую очередь, потому что родители оказываются несостоятельными в личностном плане. Мало говорить: «Я твой отец, и поэтому ты обязан меня слушаться», важно завоевать у ребенка искреннее уважение. Следует сберечь доверительное отношение с детьми, взаимопонимание. Хорошо, когда сын или дочь понимает, что родители руководствуются гораздо более глубоким житейским опытом, чем они, что с ними интереснее проводить время, обсуждать прочитанное, увиденное, делиться какими-то неудачами в школе, нежели с одноклассниками, друзьями из соцсетей, сверстниками по двору.

– Знаете, есть такая статистика, что люди в среднем общаются в семье не более пяти минут в день. Притом как они общаются? За ужином быстро поговорили, быстро сделали уроки…

– Да, реалии таковы. Конечно, общения должно быть больше, это серьезная проблема. Потому что если мы не знаем, чем живет наш ребенок, муж, жена, в итоге получаем не очень хорошие результаты. Например, муж, естественно, устает на работе, сейчас непростое время, у многих тяжелая работа. И вот мужчина, поругавшись с шефом, приходит с этим образом врага домой. Дома ждет жена, которая устала от домашних дел, проблем с детьми, у нее свои трудности на работе. Хорошо, когда супругам удается спокойно поговорить, обсудить, а иногда и просто выслушать родного человека. Но чаще не удается, и, слово за слово, начинается перепалка. В состоянии, когда тебя захлестывают эмоции, ты не сможешь ни одну проблему решить, не сможешь ничего доказать. Поэтому одно из правил семейной жизни говорит о том, что надо больше общаться.

– То есть нам не хватает терпения и не хватает действия, делания.

– В нашей среднестатистической семье психологи насчитывают более ста упреков в день. Люди разучились не только разговаривать друг с другом, но и слышать и слушать друг друга. Это же надо проявлять жертвенность, правильно вы сказали, терпение. А ведь человеку достаточно бывает выговориться, ему даже совет не нужен, и вопрос снимается с повестки дня.

– Женятся ведь на самых родных, самых близких по духу людях. А несколько лет проходит – и говорить не о чем. И ждать нечего. И положиться не на кого. Как это так получается?

– Мне нравится, как об этом рассуждает протоиерей Павел Гумеров. Когда люди вступают в брак, речь идет о влюбленности. Когда начинаются бытовые трудности, люди переключают свое внимание на быт: «Ты это не делаешь, ты не столько зарабатываешь». К тому же если человек в добрачной жизни нарисовал в своем воображении идеальный образ супруга или супруги и не получил в семейной желаемое, то он начинает бесконечно критиковать вторую половину. Тогда-то влюбленность сходит на нет. Не стоит загонять человека в какие-то рамки, пытаться надеть на него «пиджак с другого плеча». Ведь супруг или супруга может иметь свои собственные достоинства и быть прекрасным человеком. Мудрая жена присмотрится и скажет: «Да, у тебя есть такой-то талант, у тебя хороший потенциал». Тогда муж поймет: «Да, я могу и на работу устроиться, и дрова могу наколоть».

А во-вторых, скажу знакомую всем истину: семья – это терпение, ежедневный труд, смирение, без них невозможно. И самое главное – мы должны научиться прощать близким людям нанесенные нам обиды. Если обида долгое время живет в сердце человека, она разрушает совместную жизнь, лежит камнем на душе, и тогда близкие становятся нам «как враги». Семейная жизнь – это не лотерея, где можно «ставить на удачу», а это большой ежедневный труд души, связанный с необходимостью служения ближним, Богу. Если это усвоить, то со временем жизненные испытания начинают восприниматься не как неудачи, а просто как препятствия, которые мы преодолеваем с помощью Божией и поддержкой родных и близких нам людей. И тогда наша семья только крепнет.

– Вы говорите, что рецепта семейного счастья не существует. Но можно из сказанного составить его ингредиенты: слушать, даже если тебя не выслушали, спрашивать о чувствах и желаниях, разговаривать, сочувствовать, не винить себя и другого, понимать себя и пытаться понять, что чувствует супруг, супруга и что ему на самом деле нужно.

– Да.

– Это нелегко.

– Но возможно.

 

Мнение

Как вам удается сохранять мир в семье?

Супруги Кирилл и Людмила Гореловы, прихожане Свято-Троицкого собора:

Кирилл: Человека наполняет радостью и смыслом его семья. И это счастье мы строим собственными руками. А разногласия, хуже того — конфликты можно решить, только обговаривая ситуацию вместе. Если не получается, значит, надо этому учиться.

Людмила: Помимо любви и терпения друг к другу, наверное, каждой замужней женщине надо понимать, что для семейного счастья неприемлемо слово «дай», есть только «возьми». Нам еще многому предстоит научиться. Но мы стараемся обсуждать какие-то насущные вопросы каждый вечер. Хорошо, когда есть единомыслие.

 

Справка

Православный психолог Т.В. Смирнова принимает каждую среду в Покровском епархиальном образовательном центре (консультации бесплатные). Часы работы: с 16.00 до 17.00. Предварительная запись по телефону: 8 987 364 40 46.

Людмила Питайчук
Теги: Центр гуманитарной помощи «Милосердие», православный психолог, Православие и психология.
Оставить комментарий
Поделиться в: