Не только просить, но и благодарить
Один из самых любимых и почитаемых святых на Руси — конечно же, святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мир Ликийских. Вопросы о паломничестве в Бари, где находятся его святые мощи, и о православной традиции почитания святых мы задали Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.
— Владыка, недавно делегация Саратовской митрополии побывала в Бари и приняла участие в праздновании дня памяти святителя Николая. Расскажите, пожалуйста, о том, что происходило во время этого паломничества, и о своих впечатлениях.
— Для всех нас это было совершенно неожиданным событием. Некоторое время назад я получил из Управления делами Московской Патриархии резолюцию о том, что мне благословляется возглавить делегацию Русской Православной Церкви на праздновании «летней» памяти святителя Николая. По традиции, уже много лет в этот день в Бари совершается православное богослужение, на которое собирается множество паломников из России и других стран.
Наша делегация состояла из представителей трех митрополий: Саратовской, Пензенской и Саранской. 21 мая мы совершили Литургию на мощах святителя в крипте древней базилики и участвовали в историческом событии передачи части мощей для принесения их в Россию. А 22 мая, в день памяти святителя Николая, наша делегация совершила богослужение в верхнем, основном храме базилики. Конечно, это уникальный опыт. Думаю, духовные впечатления останутся со всеми, кто был в этом паломничестве, на всю жизнь.
— Как люди относятся к святителю в Бари — там, где находятся его мощи?
— Католическая церковь отмечает память святителя Николая по новому календарю, то есть 9 мая. И этот день в Бари празднуется максимально широко и торжественно. Совершается богослужение на берегу моря, куда в свое время прибыл корабль с мощами. На службу под открытым небом собираются до двадцати тысяч человек. Празднование длится несколько дней, город торжественно украшен, по нему двигаются процессии со скульптурным изображением святителя Николая. Жители Бари очень почитают, как принято говорить в Европе, «патрона» своего города, и это почитание в нынешнем секулярном мире выглядит очень достойно.
— Говорят, что традиция русского поклонения святителю тоже производит на барийцев большое впечатление: то, что люди приезжают издалека, молятся, читают акафисты…
— Да, в Бари уважительно относятся к православным паломникам. Надо отметить, что с возобновлением массового паломничества в Бари в 1990-е годы не все было так просто. Но постепенно лед растаял, и отношения стали добрыми. Не устраивая совместных молитв, мы все-таки пользуемся гостеприимством Католической церкви и можем поклониться святителю, почтить его память.
— Святитель Николай для верующих православных людей без преувеличения самый любимый святой. Почему так получилось? Были ли в Вашей жизни особо памятные случаи его помощи?
— Да, святитель Николай по-особому почитается в православном мире. Я родился и вырос в Грузии, жил в Болгарии, бывал в Греции и других православных странах — и везде видна огромная народная любовь к нему. Я не могу объяснить это ничем иным, кроме как тем, что он действительно скоропослушлив к молитвам и люди, обращающиеся к нему, часто получают просимое.
Вторая часть Вашего вопроса достаточно личная. Несколько раз в жизни я очень глубоко, я бы даже сказал, с неким ожесточением от безысходности молился святителю Николаю, буквально требуя от него помощи. Не хочу рассказывать в подробностях, но я получил эту помощь практически мгновенно. Это было удивительно, необычно. Поэтому я прекрасно понимаю тех людей, которые почитают святителя, и тех, кто сегодня стоит в километровой очереди к Храму Христа Спасителя для того, чтобы приложиться к его святым мощам.
— Принесение мощей святителя Николая в Россию — это очень значимое и радостное событие. На днях опубликованы результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Они говорят о том, что большинство россиян (72%) хотели бы поклониться святыне. И в то же время в прессе и в Интернете (даже в православном сегменте) вокруг этого события — целая буря критических замечаний, непонимание, неприятие…
— Что можно на это сказать? К сожалению, есть люди, которые не понимают и не принимают Церковь и все, что с ней связано. Кто-то видит в Церкви врага, с которым они борются изо всех сил. Так же, как и мы, они живут в свободной стране и имеют право на свое мнение. Бог с ними! Наша задача — ответить, если какие-то их высказывания смущают чад Церкви.
— Да, к нам в редакцию поступило несколько «больных» вопросов. «Уважаемый Владыка! — пишет Марина.— Даже в комментариях некоторых священников я читаю в эти дни, что "дико" отделять частицы мощей. В этом есть что-то языческое и первобытное. Как объяснить близким, особенно людям маловерующим, эту традицию Православия: почему мы почитаем мощи и считаем допустимым их разделение?»
— Мощи мы почитаем потому, что верим: человек — трехсоставное существо, в котором соединены воедино дух, душа и тело. Тело человека для нас — не темница души, не что-то постыдное, позорное, куда частица Божьего Духа заключена как в некую тюрьму. Так считали гностики, так рассуждают и некоторые современные оккультисты и язычники. Для нас человеческое тело достойно уважения, почитания и даже поклонения. Иначе мы бы не относились к усопшим так, как мы к ним относимся: не омывали бы их, не приносили бы их в храм, не пели над ними надгробные песнопения, не кадили их и не хоронили с такими почестями. Тот, кто был в храме во время отпевания усопших, видел, насколько торжественен этот обряд, какое уважение и почитание оказывается телу усопшего. И точно так же мы верим, что святые — это люди, облагодатствованные Духом Святым. Господь изменил не только их духовное и душевно-нравственное состояние, но и тело. Тела святых являются причастниками благодати, которая сохраняется в них и по смерти. Этому есть множество свидетельств с самых первых веков существования Церкви.
Почитание мощей имеет еще и литургическую основу. Христианские храмы в древности строились на могилах мучеников. Собственно говоря, прообраз престола церкви — это гробница мученика. После того как храмов стало гораздо больше, мощи начали разделять для того, чтобы они были в каждом престоле. И до сего дня, когда мы освящаем храм, обязательно в основание престола и в антиминс (специальный плат, который помещается на самом престоле) вкладывается частичка святых мощей.
Что касается раздробления мощей, оно тоже известно с древности. Первые святые — практически все мученики, и если мы прочитаем мученические акты, то увидим, что кому-то из них отрубили голову, кого-то колесовали, четвертовали… То есть мощи с момента кончины святого оказывались раздробленными. Не надо забывать, что в древности был распространен способ погребения, который сегодня практикуется на Святой Горе Афон: усопшего человека погребали, а через некоторое время могилу раскапывали, кости вынимали, омывали их водой с вином и складывали в костницах. Когда тело истлевает, скелет, как правило, распадается, и нет нужды его разделять. Как, скажем, было со святителем Николаем? Те, кто был в Бари, знают, что его гробница замурована, и в плите есть лишь небольшое отверстие для сбора мира, которое проистекает от мощей святого. И та часть мощей, которая привезена в Москву, была изъята с помощью лапароскопа. Поэтому те, кто думает, что разделение мощей связано с какими-то варварскими методами, ошибаются.
— Такой вопрос: «Как относиться к той истерике, что развернулась в информационном поле? Я верующий человек, хожу в храм, но меня очень смутило ″предупреждение со Святой Горы Афон″, которое распространяется в социальных сетях, с призывом бить еретиков. Что же это такое?! Ольга»
— В Евангелии есть очень хорошее место. Когда апостолы предлагают Спасителю низвести огонь на грешников, помните, как Он отвечает? Не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 55). Тот манифест, который ходит в Сети, я видел, но смотреть его полностью не стал. Я ведь давно в Церкви и хорошо знаю «старца» Рафаила (Берестова) и его команду, которые регулярно выступают с подобными «предупреждениями». Могу только привести слова аввы Дорофея: «Нашел брат свой путь»… Вот и они нашли свою дорогу — эти постоянные крики: «Караул, всё пропало!», «Всё продали», «Все предатели». Эта позиция — всех и вся обличать — психологически достаточно комфортна. Тем более что поводов для обличения все мы даем массу. Могу одно сказать: пока это только истерика, которая не имеет оснований. Поэтому не надо этим смущаться, не надо это всерьез воспринимать.
— «Сейчас в православном Интернете обсуждается такая проблема: говорят, что некоторые мощи святых, находящиеся в наших храмах, фальшивые. Теперь, когда я прихожу в храм и вижу мощевик или икону с частицей мощей, меня одолевают сомнения. Что же делать? Александр».
— Я бы сказал, эта проблема — не совсем наша. Мы говорили сейчас, что европейцы удивляются тому, как мы почитаем мощи святых. Дело в том, что они забыли, как сами их почитали в Средние века,— мы еще очень далеко отстоим от тех гипертрофированных форм почитания. Когда крестоносцы грабили Константинополь, что они брали? В основном святыни, мощи. Дело доходило до того, что мощи забирали, а драгоценные ковчеги, настоящие произведения искусства, выбрасывали. Естественно, спрос рождает предложение, и появлялись поддельные святыни.
В России такого не было. Поэтому, я думаю, те мощи, которые у нас хранятся, практически все подлинные. Особенно мощи русских святых, мы можем проследить их происхождение. У нас в митрополии есть две частицы мощей святителя Николая: в Никольском мужском монастыре в Саратове и в женском Никольском монастыре под Пугачевом. Их происхождение не вызывает сомнений.
Вообще, я думаю, что не стоит смущаться этим вопросом. Если вдруг среди частиц мощей вдруг оказалась сомнительная (теоретически это возможно) — Господь не взыщет с молящегося. Надо еще понимать, что, поклоняясь мощам святых, мы делаем это с двумя целями. Первая — это назидание: воззрением на честные останки святых мы должны пробуждать в себе желание следовать их примеру, их жизни. А вторая — мы обращаемся с молитвой к Богу, к той силе Божией, которая почивает в святых, в том числе в мощах. А к Богу можно обращаться вообще безо всего — без иконы, без мощей. Поэтому в вопросе звучит абсолютно надуманный страх, с которым надо постараться справиться.
— Владыка, в завершение нашей беседы хотелось бы попросить Вашего совета. Обычно лето – это сезон путешествий и паломничества. Как поступать, чтобы паломничество прошло с пользой для души?
— Я думаю, что все зависит от внутреннего состояния человека и от его готовности совершить именно паломничество: не развлекаясь, не посещая каких-то увеселительных мероприятий по дороге, сосредотачиваясь на встрече со святынями и с той историей, которая стоит за ними. Хорошо бы воспользоваться услугами уже известных, доказавших свою опытность паломнических организаций.
— Многие наши прихожане в эти дни отправляются как раз в паломничество к святителю Николаю (его мощи будут пребывать в Москве до 12 июля, в Санкт-Петербурге — до 28 июля).
— Им можно посоветовать запастись терпением, относиться ко всем с любовью. Стояние в очереди, пусть даже два, три, четыре часа — это явное испытание терпения для человека. И нужно стараться все время — в дороге, при нахождении в очереди, на обратном пути — молиться святителю Николаю. Не просто просить его о чем-то, но и благодарить за то, что он дал нам удивительную возможность поклониться его святым мощам.
— А что делать тем, кто хотел бы отправиться в далекое паломничество, но не может?
— Приехать в саратовский Никольский мужской монастырь и поклониться той маленькой частичке мощей, которая там есть. Святитель точно так же будет слышать ваши молитвы, как если бы вы приехали в Москву или даже в Бари.
Подготовила Наталья Горенок
Православие и современность
14 июня 2017 г.