Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

А нужно ли Родину любить?

В День Победы принято говорить о любви к Родине, о подвигах, о славе. Но так случилось, что в последнее время слова «патриотизм», «героизм» вызывают снисходительную улыбку, а порой и откровенную насмешку. В обществе, где интересы личности преподносят выше всего на свете, любить Родину становится не модно, а разговоры о патриотическом воспитании кажутся не современными. В связи с этим мы задали нашим собеседникам три вопроса:

1. Зачем христианину, призванному быть гражданином Отечества Небесного, любить Отечество земное?

2. Как воспитать у детей патриотизм?

3. Зачем детям, живущим в мирное время, рассказывать об ужасах войны?

st_2012_05_21_01.jpgЕпископ Покровский и Николаевский Пахомий

1. Мы христиане, наше истинное Отечество на небесах. Но при этом и земное Отечество никто не отменял. Господь сотворил землю актом собственной любви и дал ее в управление человеку. Каждому из нас нужно любить свою Родину, чтобы через бережное отношение к окружающему миру, к ближним научиться ценить духовные блага. Жертвенность патриотизм – это совершенно закономерные чувства, которые заложены в человека Богом.

2. Нужно проповедовать христианские ценности любви, самопожертвования, милосердия, детей воспитывать на примере героев, на примере наших предков. Не надо стесняться пропаганды в хорошем смысле этого слова. Особенно это касается юношества, потому что в этом возрасте душа более впечатлительна, более сочувствует подвигу. Ребенок в 10 или даже в 15 лет не может разобраться в тонкостях политических процессов. Когда он вырастет, то разберется в этом, но любовь к Родине не как мысль, а как чувство уже будет. И опираясь на это чувство, он сможет оценить, кто лжец и предатель, а кто говорит правду.

Воспитание патриотизма одна из первостепенных задач в любом обществе, в любой стране, даже если она переживает непростые времена. Я всегда вспоминаю слова одного крестьянина во время Отечественной войны 1812 года. Французы вели в то время пропаганду среди крестьян, обещая дать им волю. И один молодой парень задумался, действительно французы дают нам свободу, а барин нас мучает, зачем за него воевать? А дедушка ему ответил: «Эх, парень, то барин, а то Россия!».

Не надо бояться патриотизма. В советской школе много было перегибов. Но что однозначно в ней было хорошо – она давала детям систему базовых ценностей, которые впоследствии помогали им устоять на правильном пути, не скатиться в дешевый популизм, в бесконечный сарказм, который сегодня льется с экранов телевизоров, в бесконечное высмеивание всего на свете, и хорошего в том числе.

3. Говорить о войне нужно в любое время. Война – это самой ужасное, самое страшное, что есть на свете, она представляет собой максимальное зло. Но в этом ужасе открываются не только отрицательные, но и самые возвышенные человеческие чувства: самопожертвование, братолюбие, героизм. К этим примерам нужно обращаться, но применяя художественные средства, чтобы не просто показать зло и страдание, а заставить детей, подростков задуматься о добре и зле, об отношениях между людьми.

st_2012_05_21_02.jpgCвященник Александр Милованов

1. Так может ставить вопрос только человек, который не жил в стране или в республике, где Православие не является доминантной религией. Там где нет стремления ко Христу, есть пустота, которая быстро будет заполнена. Конечно, не нужно прилепляться к земному. Но с другой стороны мы должны ценить те обстоятельства, которые нас окружают, которые нам по Божией милости достались, сравнивая их с другими странами, где исповедовать Православие не так просто. Нужно смотреть на православное государство как на те условия, которые ведут нас к Небесному Царствию. Нужно любить свою Отчизну, ценить то хорошее, что в ней есть и преумножать его. Не случайно есть такое выражение: не относись к своей земле так как будто ты получил ее в наследство от предков, а так будто ты взял ее у взаймы у потомков.

2. Патриотизм начинается с любви к родному порогу, к тому месту, где ты родился. Человек, который дорожит хотя бы историей своего рода, города, расширяя свой кругозор, духовно возвышается. Потому что история нашей страны тесно связана с Православием, ведь и страна-то наша возникла, как попытка жить по Христовым заповедям. Те ценности, которые возвещало Православие, легли в основу каждого поселения. И соответственно человек, который будет изучать историю своего рода, откроет для себя много полезного и интересного. Так и будет повышаться уровень патриотизма.

3. Относительно ужасов войны, без этого человек не осознает насколько важно любить свою страну и пытаться ее сохранить. Ценится только то что тяжело дается, а уж существование нашей Отчизны далось нашему народу не просто. Миллионы человеческих жизней были отданы за ее свободу. И поныне есть люди, которые защищают нашу Родину на рубежах. Есть люди, которые защищают страну, преподавая в школах, в вузах, леча людей в районных больницах, просто честно исполняя свой долг. Перед тем, кто осознал страдания людей, есть два пути: или озлобиться, или наоборот начать понимать боль ближнего. Чтобы оценить ту колоссальную жертву, которую ради мира принесли наши предки, нужно говорить детям о войне. К тому же есть хорошее выражение: хочешь мира готовься к войне. Самоуспокоенность приводит народ к гибели.

 8-3.jpgГлавный редактор православного журнала для молодых людей «Наследник», протоиерей Максим Первозванский

1. Человек, который не научился любить свою маму, папу, своего брата, сестру, испытывает большие трудности с тем, чтобы полюбить Бога. Потому что любим мы одним местом – сердцем – и Родину, и Бога, и даже врагов. Поэтому если в сердце нашем не привита любовь в самых разных проявлениях, мы будем испытывать трудности с тем, чтобы полюбить Бога.

Хотя я и не монах, но двадцать лет моей жизни прошли в Новоспасском монастыре. У меня много знакомых, которые к монашеству тяготеют. По моим наблюдениям, те из них, кто научился любви к родителям, братьям, легче любовь обратить на Бога. То же самое касается любви к Родине. Не случайно святитель Филарет Московский говорил: «Худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен». Поэтому любовь к своему народу, к своей малой и большой Родине является очень важной составляющей нравственного воспитания ребенка. Иначе Евангельская фраза: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26), воспринимается как нечто ужасное. Если человек никого не любит, эти слова звучат как призыв к ненависти. А на самом деле это призыв любовь небесную поставить выше земных привязанностей.

2. Если родители любят свою Родину, если они по-настоящему радуются ее победам и огорчаются поражениям, то эти чувства воспитываются и в детях. На мой взгляд, как-то специально привить эти чувства сложно. Можно и нужно конечно в военно-патриотических клубах рассказывать детям о подвигах во время войны, посещать со школьниками выставки, мемориалы. Но вообще патриотическое, как и любое другое воспитание происходит в семье. Воспитание – это передача от одного человека другому образа мыслей, образа жизней, нравственных представлений. А это возможно только во время совместной жизни. Если мы 9 мая повязываем георгиевские ленточки, идем смотреть парад, в храме поминаем павших воинов, то дети это впитывают естественным образом. Если папа купил все серии книг Артема Драбкина «Я дрался на …», в которых автор   беседует с ветеранами Великой Отечественной войны, и читает их вместе с детьми,  смотрит соответствующие фильмы это лучше всяких специальных акций и мероприятий.

3. Здесь все должно быть довольно тонко, потому что и дети разные и психическое устроение у них разное. Есть дети очень эмоциональные, им не нужно показывать ужасов войны, достаточно самых общих образов и представлений. Есть более толстокожие, которым можно и более подробно показать батальные сцены, не впадая при этом в крайности натурализма. Советский кинематограф в фильмах о войне, на мой взгляд, умел находить эту грань, с одной стороны в них было показано, что такое война и как это ужасно, а с другой стороны в них не было оторванных рук, ног, рваных ран. Достаточно вспомнить сцену госпиталя из фильма С.Ф. Бондарчука «Они сражались за Родину». Где с одной стороны виден весь натурализм госпиталя, а с другой стороны ничего так уж явно не показано.

 

 

Оставить комментарий
Поделиться в: