Непризнанные, но герои
Водоворот истории стремительно уносит, вымывая из памяти и скрывая под своей толщей, целые эпохи, а вместе с ними большие и маленькие события, ничего не значащие для такой мощи человеческие судьбы. Только именно они всего дороже. Для родных и близких, для потомков. Для нас. О том, как можно собирать бесконечные и бесценные песчинки – сведения о новомучениках – рассказывают жители села Питерка.
Историк в сане
Вообще-то протоиерей Сергий Ясиновский, настоятель местного храма во имя святого Архангела Михаила, не историк вовсе. Но вот в широком кругозоре и любознательности ему не откажешь. Приехав в Питерский район, наладив богослужебную жизнь, батюшка с головой окунулся в его прошлое и в 2008 году анонсировал проект «Край мой православный». Бессрочный, постоянно пополняющийся новой информацией и новыми именами.
Самая первая история, которую отец Сергий услышал, – от бабы Нюры. Анны Николаевны Сажиной. Маленькой девочкой она любила находиться в храме, для семьи псаломщика была как родная. Много светлых воспоминаний могло бы сохраниться. Но пришли красноармейцы и все изуродовали, залили кровью. На Троицу всех церковных работников и служителей: священника, диакона, псаломщика, певчих — повели на левый берег реки Малый Узень. Одни пели «С нами Бог», другие рубили шашками. Всех Нюра помнит поименно. «Это ведь новомученики!» – сразу подумал батюшка. Да попробуй докажи. Подтверждать свои слова письменно жительница отказывается. Слишком хорошо помнит ужас праздничного дня, слишком силен страх, что «придут ночью и заберут».
И все же начало было положено. Отец Сергий продолжал поиски сведений и свидетелей, а нашел единомышленницу – учительницу истории и обществознания из Питерской школы Ирину Валентиновну Кондратьеву. Вместе они с новыми силами принялись изучать жизнь района в годы богоборчества. Складывать огромную мозаику. В храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Саратова нашли родственницу священника Александра Дмитриевича Волковского. Ольга Васильевна передала богатейший материал – документы и личные записи питерского священнослужителя, успевшего покинуть село вместе с семьей. Затем из Москвы дали о себе знать потомки священника Ушакова. А его фамилия всего-то упоминалась в публикации к пятидесятилетию советской власти в местной газете «Искра». В списке участников заговора… Появились данные о священниках, скрывавшихся и служивших в селах Алексашкино, Агафоновка, Малый Узень. Здесь тоже все не точно. Люди помнят, но без подробностей, да и возможные участники возможных богослужений уже почили. «Но это не важно, нам интересно видение любого человека. Ведь у каждого оно свое», – считает настоятель.
Значительную лепту в дело внесла прихожанка храма Наталья Павловна Менячихина, в прошлом – архивариус. Чудом сохранились две книги о ликвидации приходов. В них множество фактов, постановлений. Есть две интересные тетради с требованиями фальсификаторов закрыть храм во имя святителя и чудотворца Николая в селе Козловка. Его судьба тривиальна – решили «ремонтировать», отдали под клуб, разрушили. Храма Питерки это тоже коснулось, но уже в 1980-х годах. Остальные храмы района прекратили существование в довоенные десятилетия. С ними исчезли величественные колокольни, перекликавшиеся на Пасху и наполнявшие звоном округу, большие хоры. Все небесное золото на земле.
Негаснущий маячок
Получив приглашение поучаствовать в межрайонном конкурсе социальных проектов «Я – гражданин России», который проходил в Советском районе по инициативе сенатора О.А. Алексеева, Ирина Валентиновна согласилась. Тематика любая, на дворе знаменательный 2017 год. Материала из совместного проекта и жаждущих научных свершений учеников – залюбуешься. Поэтому – новомученики и только они. Педагог считает – пример и подвиг пострадавших за веру и сохранивших духовные ценности людей – великая сила нашего народа. В списке, составленном Ириной Валентиновной, двадцать фамилий. Узнать о судьбах – мечта давнишняя. «Мы спрашивали, куда, к кому обратиться. Но люди или не знают, или не хотят говорить», – признается она. Только имя Феодосии Дорофеевны Кирильченко – негаснущий маячок в этом безбрежном море.
Певчая Феодосия, по слову батюшки, «без сомнения, новомученица», была твердой веры, поэтому, когда в 1936 году пришли сбрасывать колокола с ее храма в Козловке, встала на защиту дома Божиего. Ночью женщину забрали. Около десяти лет она провела на строительстве железной дороги в Нижнем Новгороде. Редкий человек возвращался оттуда живым. Слишком тяжелый труд. А вот Феодосия вернулась. Спасибо врачу тюрьмы. За то, что взяла к себе домработницей. За то, что сжалилась над ней, вдовой, над ее осиротевшими детьми. Спустя годы Феодосия вернулась в Питерку, вырастила своих чад и воспитала внуков – в вере, молитве, мудрости и бесстрашии, и продолжила жить… И вот снова ночь. Снова стук. Неужели все сначала? За ней пришли от виновника ее первого заключения, председателя колхоза… Но страшный сон тает. На смертном одре он просит к себе. И Феодосия, вопреки уговорам родни, идет темными улицами, чтобы сказать ему единственное слово, которого он так ждет: «Прощаю».
Эпизоды из жизни Феодосии не раз становились основой для сценок, разыгрываемых в рамках проекта. Так, в 2010 году среди зрителей оказалась родственница певчей, а в 2016-м в роли Феодосии выступила старшеклассница Катя Жулидова – потомок, ее праправнучка. «Я знала о своей бабушке, но никогда не размышляла, какой она была. Я горжусь ею и благодарю Ирину Валентиновну и отца Сергия за возможность участвовать в проекте, который научил меня работать с большим объемом информации, общаться с людьми, интересоваться историей родного края и семьи», – отвечает Катя. В списке остается еще девятнадцать имен.
Детям?
Школьники – участники проекта – проделали огромную работу по восстановлению исторических данных. За плечами – время уникальных открытий, захватывающих впечатлений и знакомств. Соцопросы, интервью, тематические стенды, общение с батюшкой, экскурсии по храмам, постановки на исторические сюжеты, встреча с главой администрации, призовые места в конференциях, презентация исследований – не так уж мало. К тому же материалы публикуются в районной «Искре», в народном музее краеведения оформлена экспозиция «Край мой православный». Дети вдохновлены трудами и убеждены, что цель – донести нечто важное – достигнута. А что «важное»? «Мне кажется, важно, чтобы каждый сохранил в сердце частичку святой Руси, которую воспевали поэты и писатели», – рассуждает Лиза Земцова. «А еще – утверждение культурных и духовных ценностей, таких, как милосердие, сострадание, любовь», – добавляет Катя.
«Удивительно, как преображаются дети. Они ведут себя совершенно по-иному. Слушают сердцем, затаив дыхание, не теряют внимания, записывают, задают нестандартные вопросы, не по бумажке», – делится отец Сергий. На экскурсии по огромному разрушенному Свято-Троицкому храму в селе Малый Узень это проявилось особенно ярко. Школьники внимали каждому слову, без устали фотографировали старинные фрески. Это была реакция «не сторонних наблюдателей». Возможно, потому, что отец Сергий, по мнению учеников, и сам добрый и искренний собеседник. Его рассказы – эксклюзивный бонус к школьной программе на доступном языке, да и поддержка всегда кстати.
Проект касается каждого. Уверенность отца Сергия в этом базируется на опыте и действительности. И слушатели, и школьники до глубины души потрясены обретенным знанием – за исповедание веры Христовой лишали не только работы, партбилета, но и жизни. Встречи с непосредственными участниками кровавых событий, в чьих рассказах прорывается накопленная боль, – горькое тому подтверждение.
«Благодаря этой работе мы показываем, как школьные знания и христианские ценности находят отражение в реальности, и, конечно, сохраняем связь поколений, память о предках и страшных уроках истории. Не только для детей, не только для питерцев, а для всех», – размышляет батюшка. Никогда не поздно открыть глаза, переосмыслить представления о мире, почувствовать себя причастным и, может, даже принести покаяние. Отец Сергий признается, что и это имеет место быть. На исповеди он встречает потомков не только гонимых, но и гонителей.
Это наши земляки
Священнослужитель, педагог и пятнадцать школьников своим проектом «Чтобы помнили» наделали шуму, однако победу в межрегиональном конкурсе так и не одержали. «Не стоит расстраиваться. Мы трудились не напрасно, не только для себя, но и для других. Знания не оставили меня равнодушной, приблизили к событиям и людям того времени. Уверена, это касается всех, кто был на наших выступлениях», – бодро замечает Оля Филатова. Ребята действительно всегда находились в центре внимания и получали поддержку и одобрение. Поэтому ясно одно – этот проект тоже станет долгосрочным, свяжет еще не одно поколение, в том числе и исследователей.
«Есть непризнанные, но все равно герои. И это наши земляки, пострадавшие за Христа. Они совершили подвиг – не отреклись от веры и пронесли ее через всю жизнь. Как умалить их подвиг? Понятно, что для канонизации нужны документы, но разве мы не можем самостоятельно почтить память наших подвижников? Можем и имеем право. И наш проект нам в этом помогает», – заключает отец Сергий. Батюшка надеется, что вскоре в его храме появится баннер о новомучениках из Питерского района, а над шелестящими водами реки Малый Узень, на берегу, где когда-то убили целую церковную общину, возвысится Поклонный крест.
Дарья Хохлова
31 июля 2017 г.