Истинные крестоходцы не ищут чуда
Петров пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, нужен православным для того, чтобы сердца, очищаясь воздержанием, «делались способными к принятию благодатных дарований. Нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти», - пишет преподобный Лев Оптинский.
В Крестном ходе предоставляется редкий шанс попоститься «по-настоящему», а еще потрудить ноги «ради Христа!». На всем протяжении пути поются Иисусова молитва и «Пресвятая Богородице, спаси нас!» И именно через эту общую соборную молитву, через общее покаяние, ежедневное причащение, снисходит на людей Благодать Божия. Крестный Ход в память убиенной царской семьи из Саратова в Вавилов Дол начнется в этом году 27 июня и продолжится по традиции 20 дней.
Так сложилась жизнь, что со всех сторон у человека – скорби и трудности. Это может быть потеря здоровья и распри в семье, многое другое. И тут человек узнает о Крестном ходе, и появляется в его сердце чувство: это именно то, что поможет, научит терпению, укрепит силы, чтобы дальше нести свой крест. Стоит только подумать о том, какие страдания пришлось вынести тем, кому посвящен наш Крестный ход — новомученикам и исповедникам Российским, и на свои «беды» смотришь уже совсем по-другому.
Оставив работу, суету, спешку, нескончаемые домашние дела, идем мы пешком с иконами и хоругвями по 8 часов в день с короткими промежутками отдыха. Распорядок дня во все дни Крестного хода одинаково строгий: подъём, утреннее правило, исповедь, литургия, трапеза, продолжение пути, вечерняя служба, трапеза, молитвенное правило и сон. «Таким собранным я не был при восхождении на Гималаи!» - помню слова бывшего альпиниста, а ныне многодетного отца, который не первый год присоединяется к шествию. Социальный состав крестоходцев довольно разносторонний: врачи, учителя, полицейские, встречаются ювелиры, адвокаты, академики российской академии наук и даже народные артисты.
Но все мы здесь в этой православной школе под открытым Небом – рабы Божии. Не кичится ни Иван Иванович своим чином, ни Иван Никифорович своим положением. Лечит от гордости сила молитвы, простая пища (нас кормит полевая кухня, деликатесами не балуя - пост!), а еще, не поверите, – многочасовая ходьба. Состояние сродни перезагрузке на компьютере, прежде дававшем сбои. Приходит уверенность, что все по силам, на все воля Божия. Это понимание выводит из депрессии и тех, кто пришел в Крестный ход «по скорбям» (потеря близких родственников, смысла жизни, уверенности в завтрашнем дне).
Только представьте себе поликлинику, где никаких других лекарств, кроме зеленки и пластыря не применяют! Наш «полковой доктор» Тамара Викторовна на протяжении всего Крестного хода руки не может отмыть от зеленки – обрабатывает и заклеивает пластырем мозоли. Для поддержания сил дают всем аспаркам и глюконат кальция. Других лекарств не спрашивают «воины Христовы». А ведь и солдату затруднительно было бы на подобных «военно-полевых сборах». Радует, что с каждым годом среди крестоходцев все больше и больше православной молодежи. Но и бабушки идут, несмотря на трофические язвы на ногах! Их отсылают домой, но кто запретит им идти, просят оставить хоть на денек. А там еще один. И Бог дает силы, дает здоровье. Это видишь воочию. Когда было совсем невмоготу, подвозила «Газель», выручала «Скорая помощь». Почти на всем протяжении Крестного хода нас сопровождала «неотложка», приставленная из тех районов, по которым мы проходили.
Зачем приходят люди в Крестный ход? Каждый, наверняка, со своей целью: кто-то – найти смысл жизни, кто-то – помолиться за родных, а кто-то идёт за исцеляющей благодатью, дающей силы к исполнению Закона Божиего.
С соборной молитвой за Россию, за весь православный мир мы проходим пешком 500 километров за три недели. Душа радуется там, где за каких-то три-пять лет возродился не только местный приход, но уже начали отстраивать новый храм. Даже не представляла, что такие красивые старинные действующие храмы сохранились на Саратовской земле – проходили Маянгу, село Малое Перекопное. В Горном почти достроен новый храм, а в Ивантеевке засияли золотом купола.
В традициях православных людей прочно из века в век сохранялось милосердное отношение к паломникам, к Божиим странникам. За честь считалось принять их в своем доме, накормить, обогреть. И мы успели на себе прочувствовать радушие и гостеприимство – кто-то протягивал носки, кто-то котомку с пряниками и сухарями, пакеты с банками солений-варений.
Живя в терзаемой распрями России, мы учимся исполнять закон Христов. А воскреснет она – значит, живы будем и мы, появятся силы следовать заповедям. Вспоминается «царская» молитва, читаемая святыми царственными страстотерпцами перед своей кончиной: «И дай покой душе смиренной в невыносимый страшный час».
Наши кровавые мозоли, с которыми приходишь в Вавилов Дол, прихрамывая, наши обветренные губы – все исчезает, стоит искупаться в купели святого Николая Чудотворца. Господь дает каждому свое, причем, не так, как мы привыкли на Земле: выполнил работу - получил вознаграждение. Нет, наверно, более ценных подарков от Господа, нежели кротость, смирение, любовь к ближнему. Действительно, прожить и прошагать 3 недели бок о бок с теми, кто ради Христа готов оставить «и дом, и плуг» – многого стоит... Истинные крестоходцы не ищут чуда. Когда ты перерождаешься из обычного потребителя мирских благ в человека, сострадающего всему живому на земле – это и есть чудо.
Наталья Музафарова
21 июня 2012 г.